Владимир Труфанов: о пищевом кластере и калужском фольксвагене

 25.06.2011 г.  12:20
2982
Андрей ТРОФИМОВ

Уважаемый Анатолий Анатольевич, прочитал Ваш репортаж с районного инвестиционного форума.

Позволю себе прокомментировать всего лишь два фрагмента.

1). ОТНОСИТЕЛЬНО ИДЕИ СОЗДАНИЯ В РАЙОНЕ ПИЩЕВОГО КЛАСТЕРА

В Концепции социально-экономического развития Сергиево-Посадского района на период до 2020 года в разделе «Развитие Агропромышленного комплекса на период до 2020 года» в качестве приоритетной задачи предусмотрено - создание не менее двух агропромышленных парков и формирование на их основе эффективного механизма производственной, сбытовой и кредитной кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных и иных потребительских кооперативов, материально-технической, агрономической, зоотехнической, ветеринарной, правовой и иной сервисной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, ведущих деятельность на территории района.

Агропромышленный парк, в соответствии с законом Московской области «О промышленных округах в Московской области», – это одна из форм промышленных округов. Каждый агропромышленный парк представляет собой основу формирования и функционирования вполне конкретного агропромышленного кластера, который обеспечивает интеграцию всей цепочки производства, хранения, переработки и сбыта готовой продукции, производимой с использованием той или иной определенной группы видов сельхозпродукции.

Очевидно, что львиную долю всей промышленности, занятой переработкой сельхозпродукции, составляют подотрасли и предприятия пищевой промышленности, но этой промышленностью переработка сельхозпродукции и сырья не ограничивается.

Создание агропромышленного парка по принципу кластера обеспечивает стимулы для развития производства, логистики и инноваций не только в соответствующих отраслях сельского хозяйства, сельскохозяйственной, биологической и химической науки, но и во всех связанных с ними по технологическим цепочкам отраслях промышленного производства.

В соответствии с Концепцией один из таких агропромышленных парков предполагался к созданию в сельском поселении Селковское, а другой - в городских поселениях Сергиев Посад и Скоропусковское. В этих агрпромпарках предполагалось создание центров лизинга сельхозмашин и сельхозтехники, размещение филиалов и представительств кредитно-финансовых и страховых организаций, объектов, предприятия и организаций технического, зоотехнического, ветеринарного и т.п. сервисов для фермерских хозяйств и иных производителей сельхозпродукции, хранимой, перерабатываемой и дистрибируемой предприятиями агропромышленного парка, а также размещение обслуживающих агропромышленный парк и прилегающие территории предприятия коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи.

Глава поселения Селковское, как и бывший глава Скоропусковского, с огромнейшим интересом обсуждали эти вопросы, готовы были сотрудничать с Администрацией района в целях создания таких агропромышленных парков.

Но глава Скоропусковского был убит, предстоящая смена власти в районе, да и финансовый кризис в Московской области, вызванный деяниями, связываемыми с бывшим первым заместителем председателя Правительства – министром финансов Московской области А.Кузнецовым, как-то не способствовали практическому решению этих вопросов.

Новому главе района и созданной им администрации, похоже, что все это не только не ведомо, но и в принципе не интересно. Может быть, неведомо и неинтересно также и по причине того, что они, судя по инвестиционному форуму и практике администрации района, не считают нужным даже прочитать весь текст этого основополагающего муниципального правового акта (Концепции), не говоря уже о том, чтобы действительно организовать его исполнение.

Если успешно начатый еще в 2006 году проект по созданию индустриального парка «Пересвет» практически остановился, и остановился отнюдь не по вине инвестора (управляющей компании) – ООО «Русский Ламинат», а вследствие проблем с арендой земли, предоставленной администрацией района, и те инвестиции, общим объемом не менее полумиллиарда евро, которые должны были прийти в этот индустриальный парк в 2009-2011-ом годах, в район так и не пришли, а в значительной части ушли в Смоленскую область, то о каких новых проектах по созданию промышленных округов в районе, включая агропромышленные парки, может идти речь?

Неужто глава района и его администрация рассчитывают, что инвестиционный климат и инвестиционная активность на территории района формируются и обеспечиваются форумами, декларациями и призывами, а не практическими негативными и позитивными примерами реализации или отсутствия примеров успешной реализации на территории района крупных проектов за последние годы?

Так что, проблема с привлечением инвестиций в развитие экономики района, скорее всего, не в отсутствии практических идей, замыслов, концепций и муниципальных документов, а в отсутствии компетентной, систематической и заинтересованной в развитии района и его поселений практической работы органов местного самоуправления района во главе с их руководителями.

2) ОТНОСИТЕЛЬНО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИХОДА ТУДА ФОЛЬКСВАГЕНА И Т.Д.

И здесь госпожа И.Свято занята тем же – продажей собственных услуг, и не более того. Собственно это естественно, ибо консультанты именно для этого участвуют во всех форумах и тому подобных мероприятиях, посредством которых они обеспечивают на будущее себе хлеб свой насущный.

Однако если судить по материалам, опубликованным в «Копейке», для создания условий удовлетворения в последующем своего материального интереса на территории Сергиево-Посадского района г-жа Свято, по меньшей мере, лукавит. Руководство Фольксвагена для размещения своего производства в РФ первоначально рассматривало площадку в Московской области, а именно в Ступинском районе недалеко от Большого ЖД кольца и Малого бетонного кольца. Площадка была подобрана, и вопрос о размещении предприятия на ней был уже почти решен.

На федеральном уровне были для этого все необходимые условия, и руководство Фольксвагена эта локализация его производства в РФ вполне устраивала. Да вот только на уровне Московской области, Московской ЖД и Мосэнерго возникли непреодолимые препятствия. К выбранной площадке требовалось подвести ЖД ветку (что-то ок. 7 или 10 км), ЛЭП (ок. 10 км) и построить трансформаторную подстанцию. Энергетики и ЖД заявили представителям Фольксвагена, что они выдадут технические условия (естественно за плату), а строить ничего не будут – это дело Фольксвагена. На что глава Фольксвагена заявил, что они строят автомашины, а не ЖД и энергосети, что Фольксваген оплатит все работы по фактическим затратам тому, кто выполнит эти техусловия. Кроме того, Фольксвагену было бы желательно получить льготный режим регионального налогообложения.

«Естественно» руководство указанных структур российских энергетиков и железнодорожников наотрез отказалось выполнять свои же техусловия (не царское это дело), а Московская область не взяла на себя обязательств по инфраструктурной подготовке площадки и т.д.

После этого Фольксвагену Московская область стала не интересной, и ему в Правительстве и Минэкономразвития РФ порекомендовали соседние области, в том числе Калужскую. А губернатор Калужской области А.Артамонов с первых переговоров с представителями Фольксвагена дал гарантии, что решит все вопросы. Калужская область обеспечила льготное региональное налогообложение, создание и финансирование из областного бюджета центра подготовки кадров для Фольксвагена, инженерного обустройства самой площадки для размещения завода и т.д. И не только эти гарантии дала и обеспечила Калужская область, но губернатор Калужской области лично контролировал своевременность и качество выполнения обязательств области перед Фольксвагеном.

Мало того, в Калужской области было создано областное Агентство регионального развития Калужской области. Именно это агентство с тех пор занимается привлечением инвестиций в регион, а также осуществляет индивидуальное сопровождение каждого инвестора на всех этапах сопровождения его проекта вообще и проектов по созданию индустриальных парков и технопарков, в особенности.

Работу этого Агентства оперативно курирует вице-губренатор Калужской области и регулярно контролирует губернатор А.Артамонов.

Кроме этого, в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 14.11.2007г. №300 создано ОАО «Корпорация развития Калужской области». Приказом Министерства экономического развития Калужской области № 321-п от 28.03.2008 года ОАО «Корпорация развития Калужской области» наделена статусом уполномоченной организации в сфере создания и развития инфраструктуры индустриальных парков и технопарков на территории Калужской области.

Именно через Агентство регионального развития Калужской области финансируются все работы, в том числе и по подготовке всех презентаций и переговоров с инвесторами, участию делегаций Калужской области в международных форумах.

Делегации области на переговорах с крупными (якорными) инвесторами и на форумах по вопросам привлечения инвестиций в индустриальные парки области регулярно возглавляет сам губернатор Калужской области и т.д. и т.п. А все работы по инфраструктурной подготовке площадок для реализации инвестиционных проектов осуществляет единый региональный оператор – Корпорация развития Калужской области.

После Фольксвагена появился Ниссан вкупе с французским авто-производителями, за ними итальянские инвесторы и т.д.

Следует обратить внимание также и на то, что французы обычно не идут туда, куда пришли и где уже есть немцы – это известно по опыту. Но в Калугу они пошли вместе с японцами, и пошли после Фольксвагена. Предложение губернатора и поддерживающих его структур РФ с экономической и политической точек зрения, видимо, было таково, что от него они не могли отказаться.

Вот так с размещения Фольксвагена губернатором и Правительством Калужской области было положено действительное начало первого индустриального парка в Калужской области, а не так, что дескать спустились с неба некие грамотные и правильные ангелы-консультанты, прошли пешком всю область, подготовили правильный проект, пригласили Фольксваген, и... от игры этих ангелов-консультантов заплясали лес и горы...

Никакой консалтинговой компании вообще, не говоря уже об иностранной, не под силу решать такие вопросы в России. Все подобные консалтинговые компании по большей части выполняют лишь техническую работу, да и то не всю, а по-преимуществу связанную с оформлением презентационных материалов для иностранных политических и экономических адресатов.

Но и опять же не консалтинговые компании определяют то, пойдет или не пойдет крупный инвестор в соответствующий регион, а действительная политика губернатора этого региона или главы муниципального образования, если речь идет о малом и среднем бизнесе.

Подобные организации выполняют вспомогательные работы, и выполняют их, как правило, уже после того, как все решения приняты, в том числе определен состав основных и вспомогательных технических исполнителей.

С этой точки зрения отнюдь не форумы являются тем направлением сосредоточения главных усилий, на котором достигается и развивается успех инвестиционной политики.

Форумы – это уже потом – после того, как политика выработана и воплощена в реальные, осязаемые результаты программно-целевой организационной, нормативной и административной работы органов местного самоуправления и органов государственной власти региона по подготовке и реализации конкретных инвестиционных проектов.

Без реализованных в последние годы современных инвестиционных проектов, которые как капля океан выражают и представляют действительный инвестиционный климат и инвестиционные возможности поселения и района, а также реальность и требуемую эффективность их инвестиционной инфраструктуры, извне никакого инвестора в поселение и район не заманишь никаким калачом или пряником...

Владимир Труфанов

Сайт газеты "КОПЕЙКА" от 25 июня 2011 года

Комментарии

Сайт altgazeta.ru начал свою жизнь 13 апреля 2011 года и с тех пор бессменно занимает первое место в рейтинге сайтов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по количеству просмотров и посетителей. 

В 2013 году altgazeta.ru стал победителем в номинации "Лучший сайт печатного издания" конкурса медиа-сайтов Московской области «Точка.РУ», организаторами которого выступили Союз журналистов Московской области и Главное управление по информационной политике правительства Московской области. А также лауреатом в номинации "Лучший новостной сайт" в этом же конкурсе в 2014 году. В 2016 году, автор сайта Андрей Трофимов занял первое место в номинации "С места событий" Московского областного конкурса СМИ по безопасности дорожного движения.

На сайте опубликованы тысячи материалов, на основании которых в общероссийских и зарубежных СМИ вышло не менее 159 сюжетов и публикаций, в том числе в "Российской газете", "Новой газете", в "Московском комсомольце", газетах "Коммерсантъ", "Ведомости", "Собеседник", "The Moscow News", РБК, международном журнале "Еsquire", на радио "Говорит Москва", "Deutsche Welle" («Немецкая волна»), на телеканалах "Дождь",  Life NewsНТВ, РЕН-ТВ, ТВ-Центр, 360ТВ, Москва 24, РОССИЯ-1, РОССИЯ 24, Первом канале, немецком телеканале ZDF и многих других (подборка).


Подписывайтесь на мои страницы:

Проект "Альтернативная газета Андрея Трофимова" информирует о событиях в Сергиево-Посадском районе Московской области. Любое использование материалов сайта разрешается с указанием автора и с ссылкой на altgazeta.ru


 
 
 
 

Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует Интернет-сервис (Яндекс Метрика) для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. в Политике конфиденциальности. В случае Вашего отказа от обработки ваших персональных данных Просим покинуть данный сайт. При продолжении пользования данным сайтом — Вы подтверждаете Ваше согласие на обработку данных, полученной нами при посещении Вами нашего сайта, на указанных в необходимых документах, размещенных на сайте, условиях. 

Наверх