«Проблема Кураева»?

 03.12.2014 г.  18:59
5217
Андрей Кураев
/ 14

Вчера в городской газете Сергиева Посада появилось письмо семинаристов о «казанской» реплике в жизни московской семинарии - http://alt-gazeta.ru/glavnoe/299-2011-04-29-12-54-36/5569-sergiev-posad.html

[текст и иллюстрация из блога Андрея Кураева, российского религиозного деятеля, протодиакона русской православной церкви]

Мне уже позвонили несколько студентов из разных Академий (но все выпускники московской семинарии) с восторженными отзывами об этой статье – «мы мол, давно ждали, когда же это прорвется наружу». Я им задавал один и тот же вопрос – насколько достоверна картина, нарисованная анонимными авторами. В среднем получалось, что процентов на 70. Хотя, по слову классика, «если правда оно ну хотя бы на треть, остается одно…»

Нет, не умереть, а уволить Кураева.

В ходе январских «казанских» дискуссий я предупреждал, что выплески новой информации будут и независимо от меня. И их будет больше, чем раньше, просто по причине бурного роста властно-монашеского сословия.

Так может, проблема все-таки не во мне? Может, в консерватории надо что-то подправить?

И, да, я не могу подтвердить или опровергнуть описанные в письмо гомоэпизоды. Когда я был преподавателям, студенты меня считали частью системы и такими рассказами из своей жизни не делились.

Вопреки мнению автора анонимного письма к ректору вл. Евгению я отношусь только положительно.

***

Сегодня мне приснился архиеп. Александр Тимофеев, бывший ректором МДАиС в годы моей учебы. Он уже давно скончался. Но в моем сне отчего-то оказался патриархом, совершающим службу в Елоховском соборе. Я по прежнему ему иподиаконствовал. Проснувшись и вытаскивая этот сон из подкорки, я удивился одной детали: владыка на литургию вошел боковой дверью с улицы прямо в алтарь; чина встречи и облачения архиерея на кафедре посреди храма не было. Странно, что спустя четверть века какой-то уголок моей памяти еще помнит, что вл. Александр и в самом деле не любил этот прилюдный «гардероб с кардебалетом" и предпочитал незаметно облачаться в алтаре.

Наверно, сон был навеян вчерашним видео: вечером я смотрел проникновенную проповедь патриарха Кирилла о его студенческом наставнике – митр. Никодиме. И в итоге я вспомнил наставника своего.

Так вот, в годы моего студенчества я не понимал своего ректора:

В Лавру и в академический храм заходило множество советских туристов. Они приходили специально поглазеть на инопланетян-семинаристов. И мне казалось, что с миссионерской целью в команду иподиаконов (то есть тех, кто постоянно находится перед глазами стоящих в храме людей) полезно было бы набрать самых высоких и красивых парней. А владыку Александра по большей части окружали иподиакона, мягко говоря, неброской внешности… Потом моя наивность была разрушена, и мне пояснили, что таким путем он избегает подозрений в причастности к голубому братству в епископате. Учитывая, что на пост ректора он заступил после Владимира Сабодана, это, наверно, было вовсе не лишним.

***

Что делать патриархии сейчас? Понятно, что будут искать авторов письма. Понятно, что будут давить на газету. Ну, а по сути?

Я не про кадровые чистки.

Но, может, одну из тех вводных лекций, что читают для первокурсников в начале сентября, посвятить технике личной безопасности в церковных стенах?

И просто честно рассказать им о наличии гомоклира и о методах его охоты.

Предупредить, что цена за коньяк, распиваемый вечерами в келье приятного-во-всех-отношениях монаха, может оказаться непомерно высокой. Или что если твой собеседник весь разговор не выпускает твою руку из своей ладони и при этом поглаживает твое запястье – то лучше избегать встреч с этим такти(ч)льным собеседником наедине…

Источник

Комментарии

Комментарии до 08.10.2020 года

pravaнет
+6 #1 pravaнет 08.12.2014 00:37
Андрей! Почему тема с письмом семинаристов снята? Угрозы?
Житель
+9 #2 Житель 08.12.2014 14:44
Я сразу писал, что мне та тема параллельна была. Они пусть сами разбираются за своими стенами кто, кого и как. Мы про них много чего знаем и не понаслыщке. Главное, что бы они к нам не цеплялись. А то Устинов написал в АГ, что Янгичер письма в ОП шлет на тему того, что нам в театрах ставить. Хотя для батьков тема театра как таковая стоять не может - это же "грех" для них. Абсурд! Поп пишет письмо о том, что ему театр не понравился. Совсем с ума сошли. Пусть они с "письмами семинаристов" разбираются, а нас пусть в покое оставят. То-то они своих детей не в Православной Гимназии многие обучают, а в обычных школах. Там видимо совсем "жесть" для детей-то. Вот странно только. На моей памяти только статья про "днюху" одного человека была снята с публикации. А больше я такого не помню. Но тот человек то же имел отношение к Патриархии. А теперь вот вторая "ласточка". А потом они будут говорить об отношении людей к их организациям и прятаться за рассуждения о вере.
Михайлов
-2 #3 Михайлов 09.12.2014 15:48
Цитирую Житель:
Я сразу писал, что мне та тема параллельна была. Они пусть сами разбираются за своими стенами кто, кого и как. Мы про них много чего знаем и не понаслыщке. Главное, что бы они к нам не цеплялись. А то Устинов написал в АГ, что Янгичер письма в ОП шлет на тему того, что нам в театрах ставить. Хотя для батьков тема театра как таковая стоять не может - это же "грех" для них. Абсурд! Поп пишет письмо о том, что ему театр не понравился. Совсем с ума сошли. Пусть они с "письмами семинаристов" разбираются, а нас пусть в покое оставят. То-то они своих детей не в Православной Гимназии многие обучают, а в обычных школах. Там видимо совсем "жесть" для детей-то. Вот странно только. На моей памяти только статья про "днюху" одного человека была снята с публикации. А больше я такого не помню. Но тот человек то же имел отношение к Патриархии. А теперь вот вторая "ласточка". А потом они будут говорить об отношении людей к их организациям и прятаться за рассуждения о вере.

Если я не курю, то мне нельзя говорить о вреде курения? Если я не пью, то мне нельзя бороться с алкоголизмом? Если я не хожу в театр, то мне нельзя говорить о вредных пьесах?
Житель
+8 #4 Житель 10.12.2014 02:10
Михайлов, Ваша мысль лишена логики. Курение и алкоголизм - это вредные вещи априори. Поэтому о их вреде можно и нужно говорить, и с алкоголизмом нужно бороться безусловно, и всем, кто этого хочет. А "вредность" пьесы однозначно не определяется. По-моему, с. Иоанн Кронштадтский писал, что посещение театра для священника - это "грех", потому как игра в театре - это лицедейство. Поэтому если на тему "вредности" пьес пишет священник, мне представляется это абсурдом. Для меня мнения на тему "вредности" или "полезности" пьес слушать интересно, но только не от, извините, священника. Я к ним в их монастырь не лезу со своим уставом, а ко мне не надо ломиться с церковным. Я просто уверен, что эту абсурдную, с моей точки зрения!, "волну" потушат должным образом. Даже нисколько не сомневаюсь.
Михайлов
-3 #5 Михайлов 10.12.2014 09:40
Цитирую Житель:
Михайлов, Ваша мысль лишена логики. Курение и алкоголизм - это вредные вещи априори. Поэтому о их вреде можно и нужно говорить, и с алкоголизмом нужно бороться безусловно, и всем, кто этого хочет. А "вредность" пьесы однозначно не определяется. По-моему, с. Иоанн Кронштадтский писал, что посещение театра для священника - это "грех", потому как игра в театре - это лицедейство. Поэтому если на тему "вредности" пьес пишет священник, мне представляется это абсурдом. Для меня мнения на тему "вредности" или "полезности" пьес слушать интересно, но только не от, извините, священника. Я к ним в их монастырь не лезу со своим уставом, а ко мне не надо ломиться с церковным. Я просто уверен, что эту абсурдную, с моей точки зрения!, "волну" потушат должным образом. Даже нисколько не сомневаюсь.

Во-первых, Вы употребили слово априори в контексте Вашей мысли неправильно.
«Априо́ри — знание, полученное до опыта и независимо от него, т.е. знание, как бы заранее известное». Знание того, что курение и алкоголизм вредны, как раз основывается на опыте.
Во-вторых, Вы пишите, что «"вредность" пьесы однозначно не определяется». Это и дает повод и право рассуждать о ее качестве.
В-третьих, Выше утверждение о том, что духовенство не может рассуждать о вредности пьесы только потому, что оно духовенство — абсурдно. Рассуждать о том, что есть добро, а что есть зло могут все в независимости от профессии, общественного положения и цвета кожи.
В-четвертых, Вы ссылаетесь на святого Иоанна Кронштадтского. Про театр он в частности писал: «Театр - школа мира сего и князя мира сего - диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла».
Прочтите внимательно, что Вы написали: «Святой Иоанн Кронштадтский писал, что посещение театра для священника - это "грех", потому как игра в театре - это лицедейство. Поэтому если на тему "вредности" пьес пишет священник, мне представляется это абсурдом». Вы приводите слова святого как аргумент Вашего утверждения, а потом сами подрываете достоверность Вашего аргумента. Как известно, святой Иоанн Кронштадтский сам был священник.
В-пятых, среди священников много людей с высшим образованием, в том числе искусствоведчес ким и культурологичес ким. Что касается протоиерея Владимира Янгичера, то он закончил Московскую консерваторию и многие годы преподает в МДА. Как не ему со знанием дела говорить о вредных пьесах?
Житель
+5 #6 Житель 11.12.2014 02:30
Удовольствия комментировать подобную "пургу" нет совсем, но что бы не быть невежливым отвечу.
Во-первых, именно в контексте моей мысли слово "априори" я употребил правильно. Для меня заранее известно, что курение и алкоголь - это вред. Не курил НИКОГДА, алкоголиком становиться для приобретения опыта то же не желаю. Думаю, что Вы то же руки в розетку не суете, потому как ... "априори".
Во-вторых, я пишу, что мнения о "вредности" и "полезности" пьес мне слушать интересно, поэтому обсуждения такого рода приветствую.
В-третьих, то, что Я считаю абсурдом, я написал, у Вас иное мнение. Ничего удивительного в этом нет.
В-четвертых, Вы вырвали цитату из контекста. У Иоанна Кронштадтского в ней есть продолжение, а именно " ...чтобы прельщать удобнее недальновидных" и т.д.. Поэтому, вырывая часть фразы, Вы извратили ее суть. Вот Вам еще цитата оттуда же: "Театр и церковь- противоположнос ти. Театр - храм мира, а это - храм Божий, то - капище диавола, а это-храм Господа. А так же оттуда же: "Театр- противник христианской жизни". Я не привожу слова святого "как аргумент МОЕГО утверждения" и не подрываю достоверность МОЕГО аргумента. Я привожу слова святого как иллюстрацию отношений Церкви и Театра. Для меня такие отношения с Театром чужды и мне ничего опровергать не надо.
В-пятых, абсолютно не умаляю образованность протоиерея Владимира Янгичера и очень уважительно к этому отношусь. Но именно по вопросу театральных постановок его мнение мне известно то же "априори", поскольку он человек Церкви, а ее отношение к театру вполне определенно.
В-шестых, добавлю "на закуску" высказывание священника Александра Ельчанинова. "Почему священники не ходят в театр? Самый принцип театральности отвергается Церковью. Запрещены маски, ряжения, переодевания в костюм другого пола, так как это подделка, двусмысленность , фальш. Даже СМОТРЕНИЕ на ЭТО - какое-то УЧАСТИЕ". Я надеюсь Вам понятно, почему я написал, что письмо в ОП именно от священника о театре, то есть по сути "априори" греховном для него деле я посчитал абсурдом. Вообще-то я предполагаю, что его к этому подтолкнули. А он не отказался.
Михайлов
-2 #7 Михайлов 11.12.2014 10:10
Цитирую Житель:
Удовольствия комментировать подобную "пургу" нет совсем, но что бы не быть невежливым отвечу.
Во-первых, именно в контексте моей мысли слово "априори" я употребил правильно. Для меня заранее известно, что курение и алкоголь - это вред. Не курил НИКОГДА, алкоголиком становиться для приобретения опыта то же не желаю. Думаю, что Вы то же руки в розетку не суете, потому как ... "априори".
Во-вторых, я пишу, что мнения о "вредности" и "полезности" пьес мне слушать интересно, поэтому обсуждения такого рода приветствую.
В-третьих, то, что Я считаю абсурдом, я написал, у Вас иное мнение. Ничего удивительного в этом нет.
В-четвертых, Вы вырвали цитату из контекста. У Иоанна Кронштадтского в ней есть продолжение, а именно " ...чтобы прельщать удобнее недальновидных" и т.д.. Поэтому, вырывая часть фразы, Вы извратили ее суть. Вот Вам еще цитата оттуда же: "Театр и церковь- противоположности. Театр - храм мира, а это - храм Божий, то - капище диавола, а это-храм Господа. А так же оттуда же: "Театр- противник христианской жизни". Я не привожу слова святого "как аргумент МОЕГО утверждения" и не подрываю достоверность МОЕГО аргумента. Я привожу слова святого как иллюстрацию отношений Церкви и Театра. Для меня такие отношения с Театром чужды и мне ничего опровергать не надо.
В-пятых, абсолютно не умаляю образованность протоиерея Владимира Янгичера и очень уважительно к этому отношусь. Но именно по вопросу театральных постановок его мнение мне известно то же "априори", поскольку он человек Церкви, а ее отношение к театру вполне определенно.
В-шестых, добавлю "на закуску" высказывание священника Александра Ельчанинова. "Почему священники не ходят в театр? Самый принцип театральности отвергается Церковью. Запрещены маски, ряжения, переодевания в костюм другого пола, так как это подделка, двусмысленность, фальш. Даже СМОТРЕНИЕ на ЭТО - какое-то УЧАСТИЕ". Я надеюсь Вам понятно, почему я написал, что письмо в ОП именно от священника о театре, то есть по сути "априори" греховном для него деле я посчитал абсурдом. Вообще-то я предполагаю, что его к этому подтолкнули. А он не отказался.

Благодарю за вежливость.
Всё же слово "априори" Вы употребили не правильно, потому что основывались, хотя и не на собственном, но на опыте других людей. Надо заметить, что есть и прямо противоположное отношение к этому опыту. Например, Черчилль был сознательным алкоголиком и заядлым курильщиком. Находил в этих вредных привычках большое удовольствие. Кстати, в детстве я совал пальцы в розетку и приобрел ценный опыт на всю жизнь.
Цитату св. Иоанна Кронштадтского я не вырывал из контекста и не искажал. Приводя ее продолжение, Вы как раз об этом сами и свидетельствует е.
Вы пишите, что не подорвали достоверность Вашего аргумента и пытаетесь придать Вашему аргументу качество иллюстрации. Однако, что написано пером не вырубить топором. Вы написали: «Св. Иоанн Кронштадтский писал, что посещение театра для священника - это "грех", потому как игра в театре - это лицедейство. Поэтому если на тему "вредности" пьес пишет священник, мне представляется это абсурдом». Никакой иллюстрации здесь нет. Есть веский аргумент: авторитетное лицо утверждает, что священник посещать театр не должен. Но Вы сами себя высекли и не хотите в этом признаться. Святой Иоанн был священник, в театр не ходил, но по поводу театра писал. Так почему этого другим священникам делать нельзя?
Вы пишите, что у людей Церкви отношение к театру вполне определенное. Нет, Вы не правы. Спектр мнений очень широк. От полного неприятия до восхищения. Существуют христианские театры и даже «Союз христианских театральных деятелей».
Спасибо за высказывание священника Александра Ельчанинова. Хорошо сказал!
Житель
+3 #8 Житель 11.12.2014 15:31
Михайлов, не могу не ответить Вам, поскольку человек, приобретший опыт не совать пальцы в розетку на собственном примере мой ответ заслужил. Этот опыт Вы наверняка приобрели в том возрасте, когда Ваши родители явно " не уберегли" Вас от подобных экспериментов. Я не думаю, что этот опыт понадобился бы Вам, когда Вы вошли в возраст, в котором желания тыкать все и во все уже не возникает. Поэтому приобретение такого ненужного опыта детьми - это вина родителей. По поводу Черчилля, факт интересный, но Вы пишете не о "пользе" подобных привычек, а об их действии на человека в виде получения им удовольствия. В том - то все и дело, что как правило все, что нам сильно вредит, в реале приносит нам удовольствие. Конечно, пословицу про кто не курит и не пьет мы все знаем, но все - таки есть объективные причины "вредности" воздействия табака и алкоголя на организм. Я понимаю, что рассуждений на тему того, что иногда!, возможно, эти факторы в ограниченном временном отрезке могут "как бы" и пользу принести, но все равно в целом это "вредные" привычки. Вы правильно назвали их "привычками", потому как от необходимости получения эффекта удовольствия избавиться порой почти невозможно, потому, что эти компоненты очень активно встраиваются в системы человека и заменить их после длительного воздействия на организм порой бывает уже и не по силам. А про "абсурдность" действий священника я возможно не совсем понятно изложил. Но для меня абсурдно не то, что письмо написано, а то, что оно зачем-то, как говорят "пришито к делу". То есть, если бы обсуждение пьесы проходило, например, в каком нибудь интеллектклубе, то участие священника было бы любопытно, а письмо в ОП о "вреде" театральной постановки, мне кажется на самом деле абсурдом. Что, в ОП нужно изучать об отношении Церкви и Театра? Зачем? Ну пусть священник прочтет на эту тему лекцию. Это, понимаете, будет "без претензий". Если утрировать эту тему, то тогда священник должен заваливать все инстанции письмами на тему, как много женщин у нас ходят в брюках. Недолго ходил по коридорам Администрации тот, у кого на этом деле был пунктик. Но посмешил изрядно. Поэтому, когда эта тема "Тонусом" разгонялась, они первыми написали о том, что священникам представление не понравилось. На что я их о брюках и спросил. Если бы на эту тему говорил человек мирской, то он мог прослыть пуританином, ханжой, а здесь удобно - давайте пусть скажет священник. Ему "по статусу" положено. Только ошибочка в том вышла, о чем я уже неоднократно писал. Лекции на тему Церковного Устава должны читаться только в определенных стенах, а вне их только ПО ЖЕЛАНИЮ слушателя, а не лектора, в этом во случае однозначно.
Михайлов
-2 #9 Михайлов 11.12.2014 17:04
Цитирую Житель:
Михайлов, не могу не ответить Вам, поскольку человек, приобретший опыт не совать пальцы в розетку на собственном примере мой ответ заслужил. Этот опыт Вы наверняка приобрели в том возрасте, когда Ваши родители явно " не уберегли" Вас от подобных экспериментов. Я не думаю, что этот опыт понадобился бы Вам, когда Вы вошли в возраст, в котором желания тыкать все и во все уже не возникает. Поэтому приобретение такого ненужного опыта детьми - это вина родителей. По поводу Черчилля, факт интересный, но Вы пишете не о "пользе" подобных привычек, а об их действии на человека в виде получения им удовольствия. В том - то все и дело, что как правило все, что нам сильно вредит, в реале приносит нам удовольствие. Конечно, пословицу про кто не курит и не пьет мы все знаем, но все - таки есть объективные причины "вредности" воздействия табака и алкоголя на организм. Я понимаю, что рассуждений на тему того, что иногда!, возможно, эти факторы в ограниченном временном отрезке могут "как бы" и пользу принести, но все равно в целом это "вредные" привычки. Вы правильно назвали их "привычками", потому как от необходимости получения эффекта удовольствия избавиться порой почти невозможно, потому, что эти компоненты очень активно встраиваются в системы человека и заменить их после длительного воздействия на организм порой бывает уже и не по силам. А про "абсурдность" действий священника я возможно не совсем понятно изложил. Но для меня абсурдно не то, что письмо написано, а то, что оно зачем-то, как говорят "пришито к делу". То есть, если бы обсуждение пьесы проходило, например, в каком нибудь интеллектклубе, то участие священника было бы любопытно, а письмо в ОП о "вреде" театральной постановки, мне кажется на самом деле абсурдом. Что, в ОП нужно изучать об отношении Церкви и Театра? Зачем? Ну пусть священник прочтет на эту тему лекцию. Это, понимаете, будет "без претензий". Если утрировать эту тему, то тогда священник должен заваливать все инстанции письмами на тему, как много женщин у нас ходят в брюках. Недолго ходил по коридорам Администрации тот, у кого на этом деле был пунктик. Но посмешил изрядно. Поэтому, когда эта тема "Тонусом" разгонялась, они первыми написали о том, что священникам представление не понравилось. На что я их о брюках и спросил. Если бы на эту тему говорил человек мирской, то он мог прослыть пуританином, ханжой, а здесь удобно - давайте пусть скажет священник. Ему "по статусу" положено. Только ошибочка в том вышла, о чем я уже неоднократно писал. Лекции на тему Церковного Устава должны читаться только в определенных стенах, а вне их только ПО ЖЕЛАНИЮ слушателя, а не лектора, в этом во случае однозначно.

Спасибо за пространный ответ. Однако, «много букоф. Ниасилил».
Житель
+4 #10 Житель 11.12.2014 17:18
Пожалуйста. Такое бывает, что сам словоблудничать можете (букав-то ненамного меньше извлекли), а букавы других ниасиливаете. Чаще это бывает, когда "крыть нечем", но собственно о Вашей "пурге" я сразу и написал.
Михайлов
-1 #11 Михайлов 11.12.2014 17:44
Цитирую Житель:
Пожалуйста. Такое бывает, что сам словоблудничать можете (букав-то ненамного меньше извлекли), а букавы других ниасиливаете. Чаще это бывает, когда "крыть нечем", но собственно о Вашей "пурге" я сразу и написал.

Ну, зачем же переходить на оскорбительный тон. Я понимаю, что Вы рассердились из-за того, что проиграли дискуссию. Однако в Вашем возрасте уже пора научиться проигрывать достойно.
Михайлов
-1 #12 Михайлов 11.12.2014 18:10
Цитирую Житель:
Пожалуйста. Такое бывает, что сам словоблудничать можете (букав-то ненамного меньше извлекли), а букавы других ниасиливаете. Чаще это бывает, когда "крыть нечем", но собственно о Вашей "пурге" я сразу и написал.

Осилил! Вы пишите в стиле «поток сознания». Относительно того, что "крыть нечем". Я выразился бы точнее: «крыть нечего». Вы отошли от тезисов, которые мы с Вами обсуждали и, выражаясь Вашим сленгом, начали «гнать пургу» по другому поводу. Новая тема меня не вдохновила.

Сайт altgazeta.ru начал свою жизнь 13 апреля 2011 года и с тех пор бессменно занимает первое место в рейтинге сайтов Сергиево-Посадского муниципального района Московской области по количеству просмотров и посетителей. 

В 2013 году altgazeta.ru стал победителем в номинации "Лучший сайт печатного издания" конкурса медиа-сайтов Московской области «Точка.РУ», организаторами которого выступили Союз журналистов Московской области и Главное управление по информационной политике правительства Московской области. А также лауреатом в номинации "Лучший новостной сайт" в этом же конкурсе в 2014 году. В 2016 году, автор сайта Андрей Трофимов занял первое место в номинации "С места событий" Московского областного конкурса СМИ по безопасности дорожного движения.

На сайте опубликованы тысячи материалов, на основании которых в общероссийских и зарубежных СМИ вышло не менее 159 сюжетов и публикаций, в том числе в "Российской газете", "Новой газете", в "Московском комсомольце", газетах "Коммерсантъ", "Ведомости", "Собеседник", "The Moscow News", РБК, международном журнале "Еsquire", на радио "Говорит Москва", "Deutsche Welle" («Немецкая волна»), на телеканалах "Дождь",  Life NewsНТВ, РЕН-ТВ, ТВ-Центр, 360ТВ, Москва 24, РОССИЯ-1, РОССИЯ 24, Первом канале, немецком телеканале ZDF и многих других (подборка).


Подписывайтесь на мои страницы:

Проект "Альтернативная газета Андрея Трофимова" информирует о событиях в Сергиево-Посадском районе Московской области. Любое использование материалов сайта разрешается с указанием автора и с ссылкой на altgazeta.ru


 
 
 
 

Этот сайт использует «cookies». Также сайт использует Интернет-сервис (Яндекс Метрика) для сбора технических данных касательно посетителей с целью получения маркетинговой и статистической информации. Условия обработки данных посетителей сайта см. в Политике конфиденциальности. В случае Вашего отказа от обработки ваших персональных данных Просим покинуть данный сайт. При продолжении пользования данным сайтом — Вы подтверждаете Ваше согласие на обработку данных, полученной нами при посещении Вами нашего сайта, на указанных в необходимых документах, размещенных на сайте, условиях. 

Наверх