Почему Je suis Charlie?
По поводу двух рисунков в последнем номере Charlie Hebdo в России поднялся совершенно обескураживающий медиа-шторм. Представитель МИД РФ Мария Захарова спрашивает: ну что, кто теперь — Charlie? С острой критикой выступил пресс-секретарь президента Песков, депутат Никонов и др. Отвечаю: Je suis Charlie
Почему я — Charlie? Повторю старый принцип одного английского парламентария: я умру, споря с вами, но прежде я умру за ваше право спорить со мной. В январе этого года террористы расстреляли редакцию «Шарли». Двенадцать апостолов свободы слова, этой циничной, без авторитетов, без пиетета, без граней сатирической журналистики, были убиты. Исламистские террористы расстреляли всю редакцию, убили полицейских охранников. Всенародное французское сочувствие, миллионные манифестации с участием президента республики и лидеров многих государств, включая руководителей арабских стран и Израиля, — они были не в поддержку маргинальной карикатурной эстетики «Шарли», а в поддержку права на свободу слова, самовыражения, творчества, права на свободу прессы и, в конце концов, предпринимательства.
Черный юмор журнала многие не принимают, не принимают жестко, до неприязни. Мне, например, не нравится, не близко. Но это одно. Другое — неприятие насилия в отношении авторов и редакторов, неприятие давления. Это неприятие — абсолютно.
Многие, мне кажется, и в России, да и во Франции, не в состоянии это разделить. Может не нравиться, можно критиковать, не принимать, не покупать, возмущаться. Нельзя запрещать, угрожать, бить окна, бросать молотовские зажигалки, убивать. Свобода — это свобода для всех.
Так кто пляшет на костях? Медиа-шторм, поднятый в российской печати по поводу двух рисунков во французском полумаргинальном сатирическом еженедельнике «Шарли Эбдо», совершенно обескураживает. Сами рисунки, на мой взгляд, средней умеренности, по оскорбительности не тянут на многое другое, что публикуется в «Шарли». Они не на мой вкус, но по стандартам «Шарли» даже мягкие.
Обычно журнал бьет наотмашь, на грани. Стиль такой режущий. Помните наши черные анекдоты? «Что-то не нравится мне этот Сенкевич. — Не нравится — не ешь». «Дети в подвале играли в гестапо». «Сколько нужно было троцкистов, чтобы убить товарища Кирова?». «А у Зои Космодемьянской просто спички отсырели»? Помните скомороха — Ролана Быкова из фильма «Андрей Рублев»? И что с ним после доноса монаха делают государевы слуги?
Цинизм черного юмора и сатиры — это своеобразное проявление человеческого здоровья, отважного неприятия несправедливостей судьбы, жестокости жизни. «Пир во время чумы». Французская традиция этой жестокой сатиры восходит ко временам революции и даже еще раньше — к «Гаргантюа и Пантагрюэлю». О сегодняшней карикатуре российский художник Андрей Бильжо замечает: «Карикатура – это не всегда смешно, а часто бывает страшно. Цель карикатуры – раздражать, прежде всего, общество. Этого достигает всеми своими способами «Шарли Эбдо». Это циничные художники, циничные, для них нет ничего святого». Одобрять ли, соглашаться ли – это уже другой вопрос, для каждого в отдельности, по индивидуальным пристрастиям.
Так почему официальная Москва так обиделась на «Шарли»? «Кощунство» прозвучало рефреном не у одной Захаровой. Будто отмашка была дана. Еще у пресс-секретаря президента Пескова, у нескольких депутатов, включая Вячеслава Никонова и Алексея Пушкова. Лидер Чечни Рамзан Кадыров вообще потребовал от французских властей закрыть журнал. Сие, правда, недоступно нам, как писал еще Салтыков-Щедрин.
Слово «кощунство» пугающе напоминает, во-первых, о «кощунственном» перформансе Pussy Riot. Многие помнят яростные споры вокруг девушек, получивших «двушечку».
Первое, о чем думается, когда размышляешь о реакции в России, — это «синдром бяки». Они все — западные бяки, и что бы ни говорили, ни рисовали, все хотят нас как-то ущипнуть. Так что, первая автоматическая реакция — дать полный и окончательный отлуп. Даже когда западные бяки скорее сочувствуют, чем злобствуют.
Еще в этом видится и синдром «государственности». Деятелям-государственникам, этатистам, которые не могут себе представить, что может быть огромный веер мнений, стилистики, вкусов, — им так же невозможно представить, что что-то может публиковаться без санкции властей, без соответствия «генеральной линии». Свободное изъявление, творчество, слово, образ, — это просто немыслимо.
Мыслимо. Если это понять, то сразу понятно, что не дело МИД возмущаться по поводу двух рисунков в небольшом заграничном коммерческом журнале. Что все знают — журнал этот пострадал от террористов, кровью заслужил свое право быть, чем был. Что такое возмущение со стороны России — просто неприлично, себе, своей стране в ущерб.
Подпишись на Андрея Трофимова в соцсетях:
Комментарии до 08.10.2020 года
Проблема в том, что каждый человек считает здравомыслящими только себе подобных.
Посмотрите на SDE! У него ж один принцип: кто со мной не согласен, тот дурак.
При этом он периодически не врубается, кто с ним согласен, а кто нет.
Вот и Дику он сначала отоварил. А потом только разобрался, что она его поддерживает, и начал извиняться.
Ну раз такой умный, то может покажете, где я кого-либо назвал дураком и где те места, где я периодически не врубаюсь кто со мной согласен, а кто нет. Если периодически, то значит неоднократно. Жду Ваших подтверждений, иначе Вы просто пустобрёх.
Перед «Дика» я извинился и это правильно. Каюсь, что не правильно прочитал, а отсюда не правильно понял.
Карикатуристов из Шарли Эбдо считаю подонками и имею на это право.
А если Вы считаете наоборот, то это Ваше право.
Перечитайте внимательно свой текст (заодно вспомнив слово, замененное многоточием), добросердечный, человеколюбивый , благонравный христианин, живущий радостной, полнокровной, плодотворной жизнью.
Сомневаюсь, что вы способны испытывать добрые чувства, даже глядя на собственных детей.
Интересное дело.
Назвать людей за глаза злобными маньяками и извращенцами - это, значит, правильно и справедливо.
А упрекнуть христианина (не в самой жесткой форме) за не христианские выражения, капающие у него с языка, - это, значит, неправильно и несправедливо.
Чем вы, уважаемый Просто, лучше журналистов Шарли? Они судят и вы тоже судите (вспомним популярную цитату из Евангелия от Матвея 7:1). Но они за свое право судить заплатили кровью десяти товарищей. И снова рискуют жизнями - теперь уже своими - чтобы писать то, что они считают правильным и справедливым.
А чем вы заплатили за свое право судить? Чем вы рискуете, обзывая незнакомых вам людей грубыми словами?
Да, им пора уже свой рейтинг повышатью, самое время.
Вполне можно удвоить или утроить тираж мерзкой газетёнки.
Вы заблуждаетесь, думая что Шарли высмеивают горе и жертв. Они высмеивают политиков, тех, кого считают виновными в том, что события происходят так, как происходят. Это очевидно. Они циники, а не мерзавцы. Мерзавцы те, кто на осуждении их карикатур пиарится.
Вы - не взглянете.
Чтобы посмотреть с другой стороны, надо мысленно встать в ту же позицию, из которой ваш оппонент наблюдает объект или ситуацию. А вы этого не умеете, вы этому просто не обучены.
У вас и своей-то позиции нет! Вы эту позицию позаимствовали, взяли напрокат из телевизора. Карикатуру-то вы своими глазами не видели! Вам про нее рассказали! И рассказали предвзятые люди (представители российской власти, а также шавки-журналист ы, этой властью прикормленные), которых Шарли фактически обвинил в смерти пассажиров самолета.
Вот почему ОНИ брызгают слюной и выпрыгивают из штанов - мне понятно. А вы-то чем возмущены, если не видели рисунка?
На последней полосе французской сатирической газете "Шарли эбдо" редактор разместил ставшие в минуты скандальными карикатуры, которые могли появиться на обложке издания, однако, их все же решили разместить на последней странице вышедшего на этой неделе номера.
Журналисты французского издания, известного своими провокационными , зачастую религиозными, публикациями решили обыграть страшную трагедию, которая унесла жизни 224 людям, в двух карикатурах (на фото).
В рубрике "Обложки, которых вы избежали" вышли два рисунка: первый черно-белый с летящими в небе обломками самолета и жертвами, а также с изображением бородатого мужчины в бедуинской одежде и с автоматом на спине и подписью "Исламское государство": Россия интенсифицирует бомбежки".
Второй рисунок уже красочный с горящим на земле авиалайнером, черепом с репликой: "Надо было мне лететь компанией Air Cocane" и надписью: "Опасность российских лоу-костов". Здесь также журналисты обыграли скандал, возникший в Доминиканской Республики на прошлой неделе, когда двух французских пилотов обвинили в контрабанде кокаина. История оказалась еще и связана с бывшим президентом Франции Николя Саркози и получила в СМИ название "Эр Кокаин".
Взято из Шок
Не смог скопировать эти карикатуры - я в этом не силён.
Элементарно: набираете в поисковике "карикатуры" и первым, что высвечивается - это статьи про эти мерзкие карикатуры.
Еще раз посмотрел.
И согласен с тем, что художники вышли за общепринятые рамки этической нормы. Но можно ли это назвать глумлением? Вот путинская шутка "она утонула!" (про лодку "Курск") - это ведь тоже было за рамками приличий! Но ни одна сука ни в правящей партии, ни в правительстве, ни в государственных СМИ рта не посмела открыть, чтобы упрекнуть великого вождя.
И потом, вы же сами пишете о том, над чем именно насмехаются журналисты. В первом случае - над российским правительством, которое научилось бомбить, но не научилось обеспечивать безопасность полетов для своих граждан (кстати, тогда еще было предположение, что это техническая неполадка). Во втором случае - над властями сразу двух государств. Типа, на вашу авиацию можно надеяться только тогда, когда она перевозит кокаин.
Ребята, вам не кажется странным, что по поводу художников у вас гораздо больше негативных эмоций, чем по поводу террористов? А ведь парижская история вкупе с нашим самолетом - это уже четыре сотни жизней. Вас правда больше напрягают авторы рисунков, а не авторы композиций из гор трупов и отрезанных голов заложников?
А что такого за рамками приличий сказал Путин, если к тому времени не было на 100% ничего известно о причинах гибели ПЛ? А разве она не утонула? По-моему до сих пор безоговорочного заключения по причинам гибели ПЛ "Курск".
Ещё вопрос: А почему Шарли Эбдо не нарисовали к примеру карикатуру, как Олланд со свитой бегом покидают заполненный соотечественник ами стадион? Прямо как крыса с тонущего корабля. А ведь он, как капитан, должен покидать тонущий корабль последним. Чем не сюжет для карикатур?
И никто на Шарли Эбдо не пиарится, как говорит Ваш единомышленник и друг г-н Трофимов, просто люди называют вещи своми именами. Можете тоже считать, что я пиарюсь, хотя кого интересует моё мнение и, что я лично от этого буду иметь, называя Шарли Эбдо и террористов подонками, только в разной степени подлости.
В конце концов и те и другие продали душу дьяволу за деньги.
Влад, Путин и этот раз подвел избирателей - он отсутствовал в Москве в момент трагедии с самолетом. Так что работа Шарли в отношении политиков, которых они хотели бы, по вашему, пронять, бессмысленна. А вот боль родственников погибших понятна всем вменяемым людям.