“Ъ”: Еду переводят на военные рельсы!
05.03.2022 г. 17:44
3628
Андрей ТРОФИМОВ
/ 2
В распоряжении “Ъ” оказался подготовленный «Руспродсоюзом» (объединяет свыше 400 поставщиков продуктов питания) перечень мер по сохранению бесперебойных поставок продуктов. Документ направлен в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), Союз независимых сетей (СНС) и ритейлерам.
Среди предложений — ввести мораторий на штрафы, уменьшить сроки согласования новых цен, увеличить время принятия заказа, а также сократить срок отсрочки платежей со стороны сетей до 15 дней с допустимых сегодня 40 дней.
«Руспродсоюз» также просит сети уменьшить до 30% остаточный срок годности при приемке товара и снизить наценку для сдерживания роста стоимости продуктов на полке. Поставщики предлагают закрепить эти условия на год.
Как пишет исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков, производители продуктов сегодня работают в условиях курсовой турбулентности и нарушенных логистических цепочек, поставщики сырья и материалов массово переходят на предоплату, а часть контрагентов отказывается от сотрудничества. Одновременно ритейлеры в разы увеличивают объемы заказов для формирования складских запасов, говорится в письме.
По словам господина Вострикова, двузначный рост затрат в 2021 году с учетом корректировки отпускных цен на единицы процентов и без того сказался на рентабельности поставщиков, а в текущих условиях производители уже неделю несут убытки и сталкиваются с кассовым разрывом.
Источник “Ъ” в крупной пищевой компании подтверждает, что 100% поставщиков сырья и материалов перешли на предоплату и даже у крупных компаний может не хватить оборотных средств, к тому же стоимость кредитов превысила 20%. «Когда у кого-то не хватит денег, отгрузки остановятся»,— предупреждает он. Кроме того, продолжает собеседник “Ъ”, обеспечивать поставку полной номенклатуры производители не смогут: придется оптимизировать ассортимент и отказываться от некоторых позиций, что может вызвать волну штрафов.
Исполнительный директор «Русбренда» (объединяет PepsiCo, Nestle, Unilever, Procter & Gamble и др.) Алексей Поповичев отмечает, что под такими предложениями может подписаться большинство поставщиков. Кроме того, он считает важным дать право производителям в одностороннем порядке отказываться от исполнения контракта, если сеть откажется согласовывать новые цены. Как подчеркивает господин Поповичев, в текущих условиях нужны усилия всех сторон для обеспечения на полках как минимум основной части ассортимента.
Риск перебоев в поставках, пустых полок и банкротств пищевых предприятий существует, опасается другой источник “Ъ” среди производителей.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что логику производителей понять можно, но и ритейлеры находятся под большим давлением. Поставщики массово заявляют повышения отпускных цен, но сети взяли на себя обязательства по сдерживанию наценки на базовые продукты, указывает он. По мнению эксперта, в текущих экстремальных условиях может потребоваться вмешательство государства, чтобы, с одной стороны, не допустить волны кассовых разрывов и дефицита продуктов, а с другой — не дать недобросовестным участникам рынка злоупотреблять ситуацией для получения дополнительной выгоды.
Х5 ограничивает продажу сахара, гречки, подсолнечного масла
X5 Retail Group (включает сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик») вводит ограничение на большие закупки некоторых товаров, это касается и онлайн-магазина Vprok.ru. Ограничения затронут, в частности, сахар, гречневую крупу, подсолнечное масло. На эти товары наблюдается повышенный спрос, и поставщики не успевают подготавливать продукцию к отгрузке, сообщили в компании.
Ограничения помогут «нормализовать ситуацию» и «обеспечить покупателей товарами первой необходимости в необходимых объемах», утверждают в X5 Retail Group. «По нашим данным, поставщики располагают достаточными запасами продукции, однако не успевают фасовать и подготавливать продукцию для поставок в торговые сети, что повторяет ситуацию в начале распространения коронавируса в марте 2020 года»,— пояснил представитель Х5 (цитата по «Интерфаксу»).
Накануне «Ашан» объявил, что в некоторых его магазинах ограничили продажу социально значимых товаров в одни руки. В компании также связали эти меры со временем доставки со складов и уверяют, что проблем с запасами социально значимых товаров нет.
Кроме того, с 3 марта «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель» установили максимальную наценку на социально значимые продукты — 5%. Речь идет о молочной продукции, сахаре, овощах «борщевого набора», хлебобулочных изделиях. Аналогичные меры ввели торговые сети «Ашан», «Атак», «О'Кей» и «Магнит».
К нарушению цепочки поставок товаров привели санкции США и Евросоюза, введенные из-за российской военной операции на Украине, которую Владимир Путин начал 24 февраля. Страны Запада, среди прочего, заморозили активы российского Центробанка и закрыли воздушное пространство для российских самолетов. Все это привело к резкому падению курса рубля, и многие компании начали предупреждать о грядущих дефиците и росте цен.