Кем был населен Сергиев Посад в начале!
В год подписанного Екатериной II указа (1764 г.), согласно которому Троице-Сергиева лавра потеряла все свои вотчинные владения с их многочисленным населением, образовав Сергиевский посад, лавру окружали село Клементьево и шесть слобод-приходов, совершеннолетнее мужское население которых составляло 3300 человек и разделялось на 5 основных групп: бобылей, приказных служителей, мастеровых, людей «неумеющих мастерства» и «захребетников».
Самыми богатыми жителями Троицких слобод были 558 клементьевских бобылей.
Не имея сенных покосов и хлебных угодий, предприимчивые бобыли успешно использовали соседство с лаврой и большую московскую дорогу, пересекавшую их село. Клементьевские бобыли содержали гостиные покои и постоялые дворы, лавки съестных припасов и напитков, солодовни. Они торговали сеном, скупали в окрестностях и перепродавали московским купцам холсты, хлеб, скот. От своих промыслов бобыли имели немалую прибыль и были ни в чем не хуже купечества по исправности и зажиточности своих дворов. В обязанность бобылей входила уплата денежного налога в лаврскую казну (по рублю в год с души мужского пола), сопровождение обозов с государственной денежной казной между селами Воздвиженским и Озерецким, ремонт Московской большой дороги.
Вид с колокольни лавры на Красногорскую площадь, Белые торговые ряды, на месте которых сейчас прокуратура
Приказные служители в количестве 86 человек также составляли зажиточную часть слободского населения: они имели лучшие дома и даже купленных на имена посторонних владельцев людей. Так, приказной Иван Черкесов имел в услужении 7 человек.
Большинство приказных традиционно проживало в служних слободах Рождественского (район ул. Карла Маркса, Пионерской улицы) и Введенского приходов. Только в этих приходах к 1764 г. все церкви были каменными, как церковь Рождества Христова построена в 1736 г. (в наши дни частично разрушена и превращена в общежитие трикотажной фабрики, о чем у меня написано здесь).
Эта церковь считалась главной (соборной) среди всех остальных слободских церквей и её могут восстановить.
Следующей по достатку и «справности» группой населения троицких слобод были мастеровые люди, которых в 1763 г. насчитывалось 450 человек тридцати семи специальностей. Большая часть мастеровых работала в лаврских мастерских и на хозяйственных дворах, получая денежное и хлебное жалованье. К самой мастеровой слободе Воскресенского прихода, окруженной лаврскими хозяйственными дворами, было приписано свыше половины всех лаврских ремесленников. Менее всего мастеровых проживало в слободах Рождественского и Введенского приходов.
К мастеровым людям по своему имущественному положению были близки 95 лаврских солдат (бывших стрельцов и пушкарей), большинство их традиционно проживало в Ильинском приходе и в примыкающих к нему слободах Воскресенского прихода.
Наибольшую группу жителей троицких слобод составляли люди «не умеющия мастерства», которых, без учета клементьевских бобылей, насчитывалось 2 тысячи человек, или 71% населения. Часть этих людей имела свои дома и упражнялась при лавре в торговле и в продаже рыбных припасов и протчего. Не имевшие домов находились у разных людей в работе. Занимавшиеся торговлей жители троицих слобод уступали приказным и мастеровым людям по своему достатку.
Последнюю по достатку группу жителей слобод в 1763 г. составляли 190 «захребетников». Лишь некоторые из них имели свои дома гораздо хужее домов соседей, и только у 25 «захребетников» была постоянная работа от лавры. Остальные «для прокормления себя» занимались промыслами. «Захребетников» не расписывали по приходам, они составляли отдельную группу жителей, управлявшуюся выборным старостой.
В непосредственной близости от лавры находились многочисленные хозяйственные дворы, пруды и сады. Большинство хозяйственных дворов располагалось севернее лавры. К южной стороне ее ограды примыкал Пафнутьевский сад.
В целом описи троицких слобод показали, что их жители, в подавляющем большинстве, не имели непосредственных экономических связей с лаврой и жили на свой страх и риск, принимая на постой богомольцев, торгуя мелочным товаром и съестными припасами, благо, что поток богомольцев к лаврским святыням не иссякал. Таково было внутреннее устройство троицких слобод накануне вывода их из-под власти Троице-Сергиевой лавры.
Продолжение следует...
Подпишись на Андрея Трофимова в соцсетях: