Осада поляками Троице-Сергиевой лавры
Троице-Сергиева лавра в период Смутного времени не имела стратегического военного значения, но имела крупную сокровищницу, в которой десятилетиями скапливались крупные вклады со всей Руси. Поэтому Лжедмитрий II, очень нуждавшийся в финансовых средствах, в сентябре 1608 года послал к монастырю десятитысячный отряд Яна Сапеги.
Монастырь защищали 2300 ратных людей и 1000 окрестных крестьян. Оборону возглавляли воевода — князь Григорий Долгоруков-Роща и московский дворянин Алексей Голохвастов. В наличии у них было 110 пушек.
Вражеское войско было разделено на два лагеря: в одном поляки и литовцы с наемниками под командованием Яна Сапеги, во втором — тушинцы (русские, присягнувшие Лжедмитрию II) и казаки под командованием Александра Лисовского.
В ночь на 1 ноября 1608 года была предпринята первая попытка штурма одновременной атакой с трёх сторон. Осаждавшие зажгли одно из передовых русских деревянных укреплений. Пламя пожара осветило порядки наступавших войск. Прицельным огнём многочисленной русской артиллерии штурмующие были остановлены и обращены в бегство. В ходе последующей вылазки были уничтожены разрозненные группы тушинцев, укрывавшиеся во рвах. Первый штурм окончился полным провалом с значительным уроном для осаждавших.
В монастыре уже заканчивались и запасы пороха, поэтому воеводы царя Василия Шуйского попытались поддержать осаждённых, направив в монастырь обоз с грузом в 20 пудов пороха (327 кг), в сопровождении 70 казаков и 20 монастырских слуг. Полякам удалось захватить гонцов, которых старший обоза направил в монастырь для координации плана действий. Под пытками гонцы раскрыли известные им сведения. В результате в ночь на 26 февраля 1609 года обоз попал в одну из засад, охранявшие обоз казаки вступили в неравный бой. Услышав шум боя, воевода Долгорукий-Роща предпринял вылазку. В результате засада была рассеяна, ценный обоз прорвался в монастырь.
Возникли раздоры и в гарнизоне монастыря между стрельцами и монахами. Имело место бегство людей к врагу. Знавший о трудностях осаждённых Сапега предпринял подготовку к новому штурму, а для гарантии успеха направил в монастырь перебежчика поляка Мартьяша с заданием войти в доверие к русскому воеводе, а в решающий момент вывести из строя часть крепостной артиллерии. Участвуя в вылазках и стреляя из пушек по тушинцам, Мартьяш действительно вошел в доверие к воеводе Долгорукому. Но накануне штурма, назначенного на 8 июля, в монастырь перебежал православный литвин, сообщивший о лазутчике. Мартьяш был схвачен и сообщил все известное ему о предстоящем штурме.
Хотя к тому времени силы гарнизона уменьшились более чем втрое с начала осады, правильная их расстановка в местах ударов противника и на этот раз позволила отстоять монастырь. Штурмующие были отбиты в ночном бою, при последующей вылазке в плен захвачено более 30 человек. Но число воинов среди осажденных уменьшилось до 200 человек.
7 августа 1609 года Ян Сапега предпринял очередной штурм лавры. В темноте порядки штурмующих смешались. В одном месте немецкие наемники услышали за спиной крики русских тушинцев и, решив, что это — вышедшие на вылазку осажденные, вступили с ними в бой. В другом месте при вспышках выстрелов польская колонна увидела заходящий на неё с фланга отряд тушинцев и также открыла по нему огонь. Артиллерия монастыря открыла огонь по полю сражения, усиливая суматоху и возникшую панику. Сражение между осаждавшими перешло в кровавую резню друг друга. Численность перебитых друг другом составила сотни человек.
Подпишись на Андрея Трофимова в соцсетях: