Сергиев глазами немецкого философа
30.08.2025 г. 14:23
975
Андрей ТРОФИМОВ
/ 2
В 1920-х годах Россия стала одним из популярных мест для иностранцев, желавших своими глазами посмотреть на то, что произошло с нашей страной в послереволюционный период её развития. В свою очередь, советское правительство было заинтересовано в пропаганде коммунистической идеологии, поэтому власть не препятствовала приезду зарубежных писателей, журналистов и специалистов разных направлений. Одним из них был Вальтер Беньямин — немецкий философ, обретший широкую международную славу во второй половине ХХ века.
Он прибыл в Москву 6 декабря 1926 года и пробыл в нашей стране два месяца. Помимо прочего, Вальтер Беньямин был коллекционером игрушек, и в этом качестве он не мог обойти вниманием наш город, который посетил 31 января 1927 года, перед самым отъездом обратно в Германию. Свою поездку он описал в дневнике, который впоследствии был опубликован.
ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ — В ТРОИЦЕ
31 января. Перед нами на небольшой возвышенности находился большой, похожий на крепость комплекс монастырских зданий. В этот день город был почти как вымерший: многочисленные ларьки и будки портных, часовщиков, булочников, сапожников, расположенные у подножия монастырского холма, были все закрыты. Стояла прекраснейшая, тёплая зимняя погода; солнце, правда, не показывалось. Вид склада игрушек так подогрел моё желание сделать новые приобретения, что я с нетерпением ожидал конца осмотра монастырских сокровищ; я выделывал аллюры на манер тех туристов, которых сам терпеть не могу. Тем любезнее был наш гид, администратор музея, в который был превращён монастырь. (…)
В большинстве залов, где в стеклянных витринах хранились бесценные ткани, серебряные и золотые изделия, рукописи, церковная утварь, стоял леденящий холод. Вообще же множество ценностей, истинная художественная значимость которых ясна только истинным знатокам, как-то притупляет восприятие, оно даже прямо-таки провоцирует посетителя на некую жестокость в отношении к ним. (…)
Я не в состоянии даже приблизительно перечислить всё, что нам было показано. Прислонённая к стене стояла знаменитая икона Рублёва, ставшая символом этого монастыря. Потом мы увидели в самом соборе пустое место в иконостасе, где она прежде висела, — её сняли, чтобы провести консервацию. Фрескам собора угрожает серьёзная опасность. Из-за того что центрального отопления в соборе нет, весной стены резко согреваются, в стенах возникают трещины, через которые проникает влага. (…)
Экскурсия закончилась в комнате нашего гида. Старик был женат, он показал нам написанные маслом портреты жены и дочери, висящие на стене. Теперь он живёт в этом просторном, светлом монастырском покое один, не совсем отрезанный от мира, потому что монастырь посещает много иностранцев. (…)
Пожалуй, великолепнее всего, что было внутри, — архитектура самого монастыря. Прежде чем вступить на окружённую крепостными стенами территорию, мы задержались у ворот. Справа и слева от них на двух латунных табличках можно было прочитать основные вехи истории монастыря. Красивее же всего была большая разноцветная трапезная. Окна выходят то на площадь, то на ходы-колодцы между стенами, лабиринт каменных преград, похожих на крепость. (…)
Мы поели в столовой, находившейся наискосок от входа в монастырь. Закуска, водка, суп и мясо. Несколько больших залов были заполнены людьми. Там были настоящие русские типажи, люди из деревни или маленького города. (…)
Выяснив у официанта адреса торговцев игрушками, мы отправились в путь, к складам у железной дороги. Они были расположены рядом друг с другом. В первом были деревянные игрушки, но меня гораздо больше интересовал склад игрушек из папье-маше. Когда мы вошли, в помещении было совсем темно, освещение отсутствовало. Нам приходилось наудачу шарить по полкам. Время от времени я зажигал спичку. Мне удалось обнаружить кое-что замечательное, чего мы, скорее всего, не получили бы, потому что объяснить сопровождающему, что именно я ищу, было, конечно, невозможно. Когда мы, наконец, уселись в сани, у меня было два больших свёртка. Долгое ожидание в плохо освещённом вокзальном ресторане мы скрасили чаем и закуской. (…)
Обратная дорога была живописной. В вагоне горел фонарь, из которого в дороге украли стеариновую свечу, под сидениями лежали, где попало, поленья. Время от времени кто-нибудь из железнодорожников подходил к одному из сидений, поднимал его и вынимал из открываемого таким образом сундука дрова. Было восемь часов вечера, когда мы доехали до Москвы. Это был мой последний вечер в России.
СПРАВКА
Вальтер Беньямин — немецкий философ, социолог, историк литературы и искусства, литературный критик. Наиболее известен разработками проблем эстетики новых технических средств: фотографии, радио, кино. Разработал свой метод анализа произведений искусства, не ограниченный дисциплинарными рамками традиционных тенденций эпохи. Был антифашистом, после прихода к власти нацистов переехал во Францию. После её оккупации в 1940 году пытался выехать в США через Испанию, но не смог пересечь границу и покончил с собой. Особую популярность идеи Беньямина приобрели во второй половине XX века — уже после его смерти. Его биографии и творчеству посвящены сотни статей, множество книг и даже одна опера.
Подготовила Лидия Гирлина
По просьбе подписчиков, которым интересна история нашего города, сделал подборку публикаций с малоизвестными историческими фактами о Сергиевом Посаде, которые собирают местные краеведы и реконструкторы истории: