Насколько православен Сергиев Посад?
Cергиев Посад принято называть столицей православия. Гимн района начинается не с воспевания трудовых свершений на ЗОМЗе и ЗЭМЗе, как наверняка было бы в советские годы, а со слов "Наш город Сергий основал". Почти каждая заезжая знаменитость напоминает нам, в каком святом месте мы живем, и как хороша Лавра. Но что стоит за этими красивыми словами?
Четыре месяца подряд я проводил социологическое исследование на тему "Насколько православен Сергиев Посад". Опрашивались исключительно жители города в возрасте от 17 до 65 лет с более или менее равномерным распределением по возрастам и социальным группам. Так как некрещеные мне почти не попадались, то я ограничился лишь крещеными гражданами. И вот главные итоги скромного социологического исследования.
Треть не знает ни одной молитвы
Настоящими прихожанами своих храмов можно назвать лишь 4 % опрошенных. Именно такая часть посадцев раз в неделю посещает храм. Большинство (58%) в храм захаживает по крупным праздникам, а 24 % в церковь ни ногой.
Далее о постах. Здесь с православностью еще слабее. Их соблюдают лишь 3%. Больше трех четвертей (77%) вообще не постятся. Что касается главной книги христиан, то каждый пятый крещеный посадец (18%) ни разу не заглядывал в Библию. При этом каждый третий (33%) не знает наизусть ни одной молитвы.
Больше половины наших сограждан не ведает, как звали мужа Святой Девы Марии. Лишь 42 % припомнили, что его звали Иосифом. Среди версий выдвигались Иаков, Иона и Исаак. Некоторых вообще удивляло, что у Пресвятой Богородицы был супруг.
Хотя большинство посадцев (56%) раз в месяц заглядывают в Лавру, лишь 39% уверенно назвали храм, где находятся мощи Сергия Радонежского. Это, конечно, Троицкий собор. 21% убежден, что они хранятся в Успенском соборе, а 7% почему-то поместили мощи Преподобного в ризницу. Меньше трети (28%) осведомлены, что наместника Лавры зовут Феогност.
Может, посадцы плохо знают историю Троице-Сергиевой лавры, но их отношение к расширению владений монастыря негативное. 51% относится к этому процессу скорее отрицательно, и лишь 31% его скорее поддерживают. Любопытно, что наибольшую поддержку расширению монастырских владений оказывают молодые люди в возрасте до 20 лет (45%). Но в этой же группе больше всего тех, кому все равно (37%). Зато те, кому за тридцать, и особенно пожилые, явные противники лаврской экспансии. В возрастной группе старше 55 лет таких 64%. В старших же группах меньше всего равнодушных к территориальной клерикализации — от 4 до 7%.
Что порадует православного?
Из того, что может согреть душу по-настоящему православным гражданам, можно назвать лишь то, что 62% посадцев чувствуют себя в храме комфортно, и лишь 9 % там неуютно. Факт, что 13% местных крещеных хоть раз приходила в голову мысль сменить вероисповедание, не стоит рассматривать как религиозную неустойчивость. Скорее наоборот: они ставят перед собой серьезные мировоззренческие вопросы, среди которых и конфессиональная принадлежность.
Ну и последнее. Я убедился, что в социологии, как и в квантовой механике, работает интересный закон — сам факт измерения влияет на измеряемый объект. Многие из опрошенных заявили, что обязательно почитают Библию и сходят на экскурсию в казалось бы давно знакомую Лавру. Этот порыв хорошо согласуется с еще одной цифрой опроса: 78% не против введения в школе предмета "Основы православной культуры", хотя бы факультативно.
Сергей Шиляев
Городская газета «Ярмарка. Сергиев Посад»
22 апреля 2011 год
Подпишись на Андрея Трофимова в соцсетях: