Открытое письмо из центра защиты от стресса
Уважаемый Андрей Витальевич! Направляю Вам Открытое письмо в поддержку Обращения ветеранов Сергиево-Посадского района, высказавших озабоченность проблемой угасания здоровья наших детей и предложивших ряд мер по ее решению. Прошу его разместить на сайте Вашей газеты.
Открытое письмо в редакцию «Альтернативной газеты»
Владимир Ильич Зайцев, которого я знаю уже много лет, и его коллеги – ветераны, подняли очень важный для всех нас вопрос: проблему угасания физического, психического и духовно-нравственного здоровья детей в садиках и школах при существующей сегодня форме построения учебно-воспитательного процесса.
К сожалению, стресс уже стал бичом XXI века. О вреде и опасности длительного стресс-напряжения давно говорят и известные ученые, и врачи, и специалисты в этой области (с которыми я также согласен).
Это академик А. А. Баранов, академик Г. Онищенко, академик Давыдов М.М, профессор В.Р. Кучма, профессор Т. Каганова и др. Это уже доказанный факт. Как и то, что большая часть наших школьников (до 80%) находятся в состоянии стресса.
Ветераны в своем Обращении приводят также неутешительные данные результатов углубленного обследования детей в школах Сергиева Посада, которое проводили сотрудники лаборатории В.Ф. Базарного несколько лет назад.
При этом они делают совершенно справедливый вывод, который им подсказали исследования д.м.н. В.Ф. Базарного (с которым я сотрудничаю много лет) о том, что главным виновником проблемы угасания здоровья детей в садиках и школах являются пагубные режимы и форма построения учебного процесса, которые закрепощают и угнетают психику детей, а также вводят их в состояние стресса и депрессии.
Описанию механизма развития в учебном процессе данного синдрома, (кстати чрезвычайно распространённого у школьников) и его трагических последствий, а так же разработка подходов его первичной профилактики за счёт формирования у детей внутренней телесно – чувственной стойкости и свободы выполнения психомоторных функций посвящены работы проф. Ф.Ф. Базарного и его учеников. При этом В.Ф. Базарный доказал (и я разделяю его точку зрения), что форма построения учебного процесса и режимы обучения в образовательных учреждениях должны быть организованы сообразно природе ребенка (его потребности в двигательной активности, интересе, чувственном опыте, образном восприятии и т.д.).
И здесь вопрос совершенно не в том, какую методику надо применять: В.Ф. Базарного или Х. Алиева, или какую - то другую.
Речь идет о том, что при существующей сегодня форме построения учебного процесса и режимах обучения любая методика обречена на низкую эффективность в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Ведь если даже ТАЛАНТЛИВЫЙ предметник будет обучать детей истории, литературе, математике и т.д., но при этом дети будут по 6-8 уроков сидеть неподвижными, зажатыми и склоненными за столами (как это сегодня происходит повсеместно), то мы все равно получим (даже у такого «продвинутого» педагога) детей со школьными патологиями, в том числе, и с отклонениями в психическом развитии.
Получается, что школа и семья (но это отдельная тема разговора) раздули сегодня пожар психических заболеваний детей, с которыми с трудом справляются врачи.
К сожалению, уже взращен целый ряд совершенно неустойчивых к стрессам поколений молодежи. При этом эпидемия психогенных и техногенных стрессов неумолимо возрастает.
В этих условиях нашим Центром разработаны и успешно применяются на практике подходы неотложного снятия острых стрессов. Последнее достигается с помощью нашего метода «Ключ».
И как специалист, имеющий большой опыт быстрого купирования и вывода из стрессового состояния детей и взрослых (в т.ч. при ликвидации последствий трагедии в Буйнакске, Беслане, аварии с АПЛ «Курск»…) я огорчен тем обстоятельством, что наша уникальная методика «Ключ» применяется чаще исключительно для снятия стресса у школьников и их родителей.
А ведь в ней заложен огромный потенциал создания образной модели поведения учащихся в предстоящей стрессовой ситуации (например, при написании контрольной работы, или при ответе учащегося), а также для раскрытия возможностей детей по гармоничному развитию и более успешному овладению ими знаниями.
В то же время у меня и у моих коллег возникает чувство глубокой неудовлетворенности и от того, что очень малая часть родителей, учителей и даже врачей (не говоря уже о чиновниках) осознают ту степень опасности для здоровья детей, которую представляют сегодняшние садики и школы.
Я и мои коллеги-психологи сами с этим постоянно сталкиваемся в своей практической работе с детьми и их родителями.
И здесь нам опять мешает устаревшая, закостенелая, угнетающая детей и их психику форма построения учебного процесса и режимы обучения, не позволяющие полностью раскрыться творческому потенциалу наших детей.
Поэтому я полностью поддерживаю Обращение ветеранов Сергиево-Посадского района, которое содержит вполне разумные и взвешенные предложения по решению проблемы угасания здоровья детей в образовательных учреждения не только вашего района, но и России.
С уважением,
Генеральный директор Центра защиты от стресса,
кандидат медицинских наук,
профессор кафедры здоровьесбережения НИРО,
член Координационно-Методического Совета по психологическому обеспечению МВД России,
член Межведомственного Совета по координации деятельности психологических служб города Москвы
Х.М. Алиев
Подпишись на Андрея Трофимова в соцсетях:
Комментарии до 08.10.2020 года
Недавно я стал дедушкой и конечно хочу, чтобы мой внук рос физически здоровым и гармонично развитым человеком.
А это как раз и обеспечивает технология В.Ф. Базарного, что подтверждает опыт 3500 школ применяющих его методику.
К сожалению, другой такой достигнутый результат в сохранении и укреплении здоровья детей, как достигли школы В.Ф. Базарного – я не знаю. По крайней мере, эти результаты нигде не озвучены и не доведены до широкой общественности.
Поэтому не случайно, что среди школ В.Ф. Базарного так много победителей Всероссийского конкурса на лучшую школу по здоровью детей.
Я также поддерживаю инициативы моего коллеги по Союзной общественной палате В.И. Зайцева и Обращение ветеранов военной службы Сергиево-Посадс кого района о необходимости повсеместного внедрения системы д.м.н. В.Ф. Базарного в садиках и школах не только Сергиево-Посадс кого района, но и России в целом.