Музей игрушки в беде. И это уже не игрушки!
Художественно-педагогический музей игрушки, основанный в 1918 году в Москве и позже переведенный Сергиев Посад, может не дожить до своего 100-летия. Сокращены почти все научные должности, отменены запланированные выставки. Известное далеко за пределами России собрание игрушек скоро будет некому изучать, реставрировать и охранять. Об этом «Труду» рассказала руководитель музея Елена ХОХЛОВА.
– Научная деятельность прекращена полностью. Оставлена лишь одна ставка научного сотрудника. Нет реставраторов. В январе намечается сокращение штата. Мы не получаем основной части средств, обещанных по федеральной целевой программе «Культура России». Отменяют выставки без всяких объяснений - в том числе и от нашей головной организации, Высшей школы народных искусств. Таков печальный итог «преобразований»...
Читайте также материал altgazeta.ru: "Единственный музей игрушки в стране могут закрыть"
Два года назад я была приглашена на должность руководителя музея, и буквально через два месяца мне объявили в Минобрнауки, что начинается реорганизация музея. С июня 2015-го музей утратил статус самостоятельного учреждения культуры, входящего в систему Минобразования РФ. Он был преобразован в подразделение ВШНИ, головной офис которой расположен в Санкт-Петербурге. Все доводы сотрудников музея о нецелесообразности таких преобразований не воспринимались, наша позиция, направленная на сохранение музея, расценивалась как «раскольническая».
Коллекция музея находится в федеральной собственности, музей призван популяризировать уникальную коллекцию, но в этом нам чинят препятствия.
Не так давно руководство ВШНИ отменило выставку, которую мы подготовили с музеем «Зарайский кремль». Мы соблюли все договоренности, а финансирование взял на себя Зарайский кремль. Более того: нам не позволили предоставить экспонаты для выставки, которую на днях открыл Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Это странно, поскольку такие обмены – нормальное межмузейное сотрудничество, и музей уровня СПГИХМЗ предоставляет гарантии сохранности экспонатов. В обоих случаях руководство ВШНИ не объяснила причины запрета.
Теперь о том, как сегодня финансируется музей. Деньги доходят лишь частично. По федеральной целевой программе «Культура России» в музей пришли ассигнования только за 1 квартал 2016 года – 1,3 млн рублей. Нам сообщили, что за первое полугодие было произведено два транша каждый на 1,3 млн, но второй транш до музея не дошел. Мы с коллективом музея сообщили в соответствующие инстанции, что бюджетное финансирование до нас не доходит. Письменного ответа до сих пор не получили. Цепочка такая: Министерство культуры по федеральной программе выделяет деньги Минобрнауке, тот выделяет их ВШНИ в Петербурге, те - филиалу в Сергиевом Посаде, а тот - своему подразделению, то есть нам, музею. На какой стадии «зависли» оставшиеся суммы, я не могу узнать.
Выставочный план - отдельная история. Передо мной два гозадания министерства науки и образования РФ, опубликованные на сайте ВШНИ. Эти документы, определяют наш план работы, в том числе научных работ, выставок. В первом, изданном в декабре 2015-го, указаны 8 выставок. Во втором, от 27 июня 2016-го, такого раздела вообще нет. Это означает, что выставочная деятельность исключена из бюджетного финансирования. А также что министерство больше не финансирует учет, хранение, изучение и обеспечение безопасности коллекций музея. В настоящее время музей вынужден оплачивать охрану самостоятельно, из внебюджетных средств.
Руководство ВШНИ приняло решение, что реставрационный отдел музею не нужен. Реставраторов в штате не будет. Нам объяснили, что в филиалах ВШНИ много мастеров, которые могли бы заняться этим, однако руководство ВШНИ забывает, что реставратор должен быть аттестован в Минкультуры, необходима лицензия и присвоенная категория. Не говоря о том, что такой профессии целенаправленно обучаются годами. Ситуация плачевная: выделять на реставрацию внебюджетные деньги мы просто не можем себе позволить.
Что может произойти с нашим музеем? Мы можем стать кладом забытых вещей. Без выставок, без научной и просветительской работы. Есть и оптимистичный сценарий: наши коллекции и здание передают министерству культуры Московской области, чтобы мы стали частью более крупного местного музея и вошли в туристический кластер в рамках программы развития внутреннего туризма. Но...
Когда только начиналась реорганизация, возникли опасения, что единственная ее цель - увезти экспонаты из Сергиева Посада и передать здание частному лицу. Но здание находится в собственности РФ с целевым использованием под музей. Увезти экспонаты можно только в том случае, если музей ликвидируют. К чему пока все и идет...
Штрихи
Музей игрушки был основан в Москве в 1918 году. Первый музей этого профиля в Европе. Его миссия — собирать, хранить и передавать будущим поколениям хрупкие игрушки, дорогие детским сердцам прошлого и настоящего. Основатель музея — художник, коллекционер, музейный деятель Николай Дмитриевич Бартрам (1873-1931 гг.). Его тщанием было создано уникальное собрание, ставшее в Москве 1920-х одним из самых популярных музейных центров. Сам Н.Д. Бартрам начал собирать свою коллекцию в начале 1910-х. Первоначально Музей игрушки начал формироваться в квартире самого художника и коллекционера на Садовом кольце (Зубовский бульвар, дом 15, квартира 13 — адрес Н. Д. Бартрама на его визитной карточке). Основан же музей был в 1918 году там же на Садовом кольце, но уже на Смоленском бульваре, в доме № 8.
В течение нескольких лет в коллекцию музея вошли собрания памятников детской культуры из Александровского дворца в Царском селе, Ливадийского дворца, Строгановского училища, национализированных частных коллекций и специализированных магазинов.
Превосходная коллекция, занимательная экспозиция, новаторские приёмы работы с детьми — всё это послужило причиной неслыханной популярности музея. По посещаемости Музей игрушки превосходила лишь Третьяковская галерея. Во главе Музея игрушки Н. Д. Бартрам оставался до своей смерти в 1931 году. В 1931 году Музей игрушки был переведён из Москвы в подмосковный Загорск. С 1980 года по сегодняшний день он находится в старинном особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом.
Располагается музей в одном из красивейших уголков Сергиева Посада, напротив — Троице-Сергиева лавра. Этот краснокирпичный дом, выстроенный в стиле историзма, и сегодня является важной городской достопримечательностью.
В настоящее время музей насчитывает 165 тысяч единиц хранения. Количество посетителей в год около 36 000 человек. Штатное количество сотрудников на конец 2015 года - 44, после реорганизации, оптимизации и всех сокращений – лишь 30 человек.
Видео altgazeta.ru о ситуации в музее от 24 января 2015 года:
Подпишись на Андрея Трофимова в соцсетях:
Комментарии до 08.10.2020 года
Чего там лакомого-то?
Или, Вы думаете, музейщики игрушки под полой домой уносят, как мясо с мясокомбината?
А вообще это, конечно, приговор правящему режиму.
Зажилить 4 ляма, необходимых для выживания ГОСУДАРСТВЕННОГ О музея, одновременно вкачивая из ГОСУДАРСТВЕННОГ О кармана по три ярда на церковные нужды - это как такое возможно?
Если три миллиарда распилить по четыре миллиона, то можно спасти по стране 750 (!) таких музеев. А мы вместо этого по 750 храмов каждый год строим - заповедников для дармоедов и попрошаек.
Единственный в Росси музей Игрушки в беде!!!
МЫ ОБЯЗАНЫ СОХРАНИТЬ ХРУПКУЮ И УДИВИТЕЛЬНУЮ КРАСОТУ ДЛЯ НАШИХ ДЕТЕЙ! Художественно-п едагогический музей игрушки, основанный в 1918 году в Москве и позже переведенный Сергиев Посад, может не дожить до своего 100-летия. СОКРАЩЕНЫ почти все научные должности, ОТМЕНЕНЫ запланированные выставки. Известное далеко за пределами России собрание игрушек скоро будет некому изучать, реставрировать и охранять!!!!! Об этом рассказала руководитель музея Елена ХОХЛОВА.
Отменяют выставки без всяких объяснений - в том числе и от нашей головной организации, Высшей школы народных искусств. Таков печальный итог «преобразований »...
НЕЛЬЗЯ ТОПТАТЬ ГОРОДСКУЮ КУЛЬТУРУ! ПРОСИМ РАЗОБРАТЬСЯ И ПРЕДОТВРАТИТЬ ЗАКРЫТИЕ!
Подписать по ссылке change.org/.../...
С приходом Елены Хохловой проблемы у музея не начались. С ее приходом произошла полная пертурбация кадрового состава музея. У Елены Хохловой были собственные планы и перспективы на функционировани е музея. Она пыталась выбить денег на капитальный ремонт музея с вывозом всей коллекции за его пределы, против чего активно выступали специалисты. Ей это, к счастью, не удалось. Теперь, не исключаю, бороться начали с самой Еленой Хохловой, точно так же как она боролась со своими предшественника ми. За все в этой жизни приходится расплачиваться. Помощь, которая была ей оказана для того, чтобы сделаться директором, себя, по-видимому, исчерпала. Насколько я знаю, сейчас в музее проводится капитальный ремонт фундамента и говорить о том, что музей заброшен, все-таки не совсем верно. Такого ремонта в музее не было наверное с его основания. Так что, мне кажется, петицию безусловно подписывать надо, но не все так однозначно в этом деле. ИМХО
А Вы считаете, что Гончаров , извините, сунул свою дочь на не "лакомое" место?
Вам ещё нужно объяснить что лакомого?))) за то место, где он находится и само здание немало поборолось бы. А как у нас умеют "оптимизировать " для таких случаев, мы хорошо знаем!!!
Нужно направить письмо новому министру образования. Может она в отличии от своего предшественника решит вопрос спасения музея!
Чего там лакомого-то?
Или, Вы думаете, музейщики игрушки под полой домой уносят, как мясо с мясокомбината?
.
Наши музейщики - конечно нет.
А вообще в мире это довольно распространено.
Ну. хоть вспомните шум об Эрмитаже лет 10 назад.
Петицию подписать целесообразно, но смысла в этом, я думаю, будет немного. Петиция как бы защищает Хохлову, изложившую свое видение ситуации, а реорганизаторы найдут объяснения своим действиям. Тем более в стране взят курс на "оптимизацию". А что до самого музея, его никто закрывать и не собирается, просто меняется рулевой. Хохловой это естественно не нравится, но это мало кого волнует. Собака лает, караван идет. Работники музея знают, как избавлялась Хохлова от бывшего руководства. Ее тоже ничто не останавливало. И хотя семейку Грекова-Атюшево й давно было пора уволить, смысла действий это не меняло. Так что "корабль" дальше поплывет, скорее всего, без Хохловой. Кстати, сейчас в Музей вернулась работать Галина Дайн, которую в свое время тоже беспардонно выперли. Все течет, все изменяется.
Дайн? О не, вот таких "деятелей" даже рядом с культурой ставить нельзя, одного пластикового позорища на бульваре Кузнецова достаточно. Но о чем это я, они верные слуги системы и поэтому именно такие и нужны.
Не знала, что Вы настолько безграмотны. Галина Дайн - мать Марии, установившей пластиковый памятник. Дочь и продвинулась во многом благодаря матери. Галина Дайн, бывшая когда-то директором Музея игрушки, ведущий специалист по народной игрушке, известный даже за пределами России. Именно она очень много сделала для сохранения коллекции Музея игрушки, написала массу книг по этой теме (теперь к ней в соавторы записывается дочка), отдающая всю жизнь сохранению традиционного игрушечного дела. Долгое время преподавала в Абрамцевском колледже и других учебных заведениях. Пришедшие ей на смену дилетанты попросту изжили ее из Музея, но она и в другом месте продолжала заниматься игрушкой. Это на самом деле подвижник своего дела и именно ей прикрывается "наследница в третьем поколении" ее дочь Мария, забывая, что на детях гениев часто природа отдыхает. Никита, Вам надо изучить матчасть. Зайдите в Википедию и почитайте об известных людях своего родного района. В Вашем возрасте да при Вашей должности такие факты надо бы знать, а то даже обидно стало за Галину Львовну. Эка Вы ее - к памятнику отнесли. Вы хоть на имя обратили бы внимание. Или Вы имя автора цилиндра тоже не знаете?
Господи, просто не обратил внимание на имя, не надо целую истерику разводить. Как же у нас народ любит вот этим заниматься, лучше бы с таким же рвением занимались строительством правового государства.
А чем "вот этим" я занимаюсь? Провожу ликбез депутата ГорСовета? То есть надо было смолчать? Отмазка про имя не проходит. Марию Дайн ничто никогда не связывало с Музеем Игрушки. Упоминание фамилии Дайн в связи с Музеем для образованного человека однозначно даже без имени. Чтобы заниматься "строительством правового государства" надо обладать хотя бы минимумом элементарных знаний. Начинают глодать сомнения, а не находитесь ли Вы и по другим вопросам на таком же уровне. Для меня теперь очевидно, что по вопросам, в которых я не сильна, консультировать ся с Вами я однозначно не буду.
К чему Вы написали этот комментарий? Нечем заняться?