Про закрытый показ нового спектакля Александра Демахина “Дом на краю света”
"После премьеры владелец кафе “Вишневый сад” Ильмир Юсупов принял решение, что «Дом на краю света» будет идти в Сергиевом Посаде в закрытом режиме, только для специально приглашённой публики."
В сергиево-посадском кафе “Вишневый сад” на площадке клуба “Ничего личного” состоялся закрытый показ нового спектакля Александра Демахина “Дом на краю света” по одноименному роману американского писателя Майкла Каннингема, его первой и самой проникновенной книге, действие которой охватывает тридцатилетний промежуток между 60-м и 90-м годами прошлого века.
Как и любой другой, сюжет этого романа при желании можно уместить в пару абзацев - и это лишний раз показывает, как мало значат факты сами по себе, без рефлексии и интерпретации.
Красавчик и эстет Джонатан, еще в детстве влюбившийся в своего лучшего друга - сироту и деревенщину Бобби - сбегает из провинциального Кливленда в Нью-Йорк, где снимает квартиру с эксцентричной особой Клэр и заражется СПИДом от своего нового возлюбленного Эрика.
Через восемь лет Бобби становится невыносимо в одиночестве и провинции, он приезжает в Нью-Йорк - и герои начинают жить вместе в старом доме недалеко от Вудстока (место выбрано неспроста: одноименный музыкальный фестиваль 1969 года стал символом сексуальной революции), на том самом “краю света”.
Клэр рожает от Бобби дочь, к которой по-отцовски прикипает Джонатан, а затем забирает ребенка и уезжает, оставляя мужчин предаваться воспоминаниям и развеивать пепел потерь.
Что сложнее - решиться ставить спектакль по роману, отмеченному Пулитцеровской премией и уже экранизированному Голливудом? Сделать из пухлого тома сценарий на час с небольшим? Выйти на провинциальную сцену в роли гомосексуала в России 2016-го? Первые пять или десять минут актеры, которых всего трое (дебютант Михаил Семенов в роли Джонатана, Григорий Марин в роли Бобби и Мария Журавлева - мать Джонатана/Клэр) волнуются и оттого заметно заговариваются.
Удивительно, но им сразу же начинаешь верить, ведь именно так - косноязычно и нервно - подростки делятся первыми тайнами и касаются друг друга в первый раз, чтобы познать возможности и границы - свои и этого мира.
Сценография постановки предельно проста и максимально геометрична: вокруг трех подсвеченных треугольников по сцене движется, поворачиваясь к зрителю разными углами, человеческий треугольник, который можно назвать любовным с большой натяжкой.
“Шли шестидесятые, по радио целыми днями пели про любовь,” - делится воспоминаниями Бобби, и в какой-то момент начинаешь понимать: герои ищут любовь, как волшебную таблетку. Будто щенки в картонной коробке, они хотят навсегда прижаться друг другу, чтобы спастись от разлетающихся осколков разрушенного мира. Мира, где семья больше не священна, где дом - уже не крепость.
Роман Майкла Каннингема принято называть провокационным и шокирующим, хотя на фоне творчества своих предшественников (писателя Генри Миллера, битников Уильяма Берроуза, Джека Керуака и Аллена Гинзберга) он кажется почти целомудренным. Удивительно, но спектакль виртуозно тактичного Демахина умудряется быть целомудреннее романа.
Возможно, главная трагедия жизни в том, что жизнь неизбежно продолжается. В нашей стране сексуальная революция произошла двадцать лет назад, и никакая, даже самая агрессивная, пропаганда “традиционных ценностей” не повернет время вспять и не превратит то, что осталось от семьи, в “ячейку общества”.
А нам надо учиться как-то попадать в такт новой жизни. Читать, думать и задавать себе вопросы, на которые нет и не может быть простых ответов. Готовы ли вы к этому? Готовы ли вы со-чувствовать и со-переживать тем, кто совсем не похож на вас, но тоже мучительно ищет свою дорогу?
Если вас пригласят на спектакль Демахина, ответ утвердителен. После премьеры владелец кафе “Вишневый сад” Ильмир Юсупов принял решение, что «Дом на краю света» будет идти в Сергиевом Посаде в закрытом режиме, только для специально приглашённой публики.
Только для тех, кто поймет и кому можно доверять.
Мила Дубровина
Подпишись на Андрея Трофимова в соцсетях:
Комментарии до 08.10.2020 года
Тут уже были высказывания с осуждением личности режиссера, причем пишут люди не знающие данного человека лично, это выглядит "по-провинциаль ному" жалко.
Я согласен с мнением, что необходимо ознакомиться с работой и посмотреть на тот посыл который пытался автор спектакля донести, и потом уже рассуждать об этих проблемах. Думаю в этом и есть смысл творчества.
Чтобы обсуждать творчество, уважаемый СВ, надо быть знатоком и ценителем творчества. Это мало кому по плечу.
А чтобы обсуждать пидарасов, не надо быть знатоком и ценителем пидарасов. И вообще ничего не надо - можно быть пустым, как бубен.
Вы думаете почему у нас развелось столько патриотов, столько православных, столько сталинистов?
По той же самой причине! Чтобы примкнуть к любому из этих фан-клубов, не надо заниматься делом, не надо себя образовывать, не надо ничего собой представлять!
Заучил несколько тупых штампов и всё - ты в мейнстриме, на столбовой дороге жизни! А за то, что ты пустой, как бубен, ответят твои дети и внуки.
К моему огорчению, я со многим Вами сказанным согласен, но есть но... Прочитав Ваш комментарий, почему-то вспомнил просмотренный вчера мною в 25 - 30-й раз фильм "Любовь и голуби" о простых русских малообразованны х людях, "пустых, как бубен", как Вы многих называете. Не могу удержаться, хочется спросить: Вы, наверное, его не любите или просто никогда не смотрите, такой мало интеллектуальны й по сравнению с постановками А. Демахина, фильм?
Очень люблю этот фильм. И сегодня смотрел его раз в 15-й. Как раз потому, что он предельно интеллектуальный.
А постановка Демахина мне, кстати, не сильно понравилась - но именно по творческим, а не идеологическим соображениям.
Вы напрасно меня подозреваете в презрении к "простым людям". Я сам проще некуда. Вырос в деревне, между прочим. Так что могу и за плугом, и с косой, и стог сметать, и дров наколоть. А еще дома клал из бруса, крыши железом крыл. Даже панельную многоэтажку довелось монтировать.
А отец мой пошел зарабатывать в 13 лет - шестого класса не закончил. Но был при этом хотя и не краснобаем, но очень содержательным человеком.
Образовываться можно даже на лесосеке. Если есть привычка к критическому осмыслению прожитого и стремление к освоению нового.
А можно и после защиты докторской остаться пустым как бубен.
Как отец несовершеннолет них детей, поддерживаю на все 100. Запишите меня тоже в гомофобы, наркоманофобы и т.д.
А меня в дебилофобы и недумающиесвоей башкойфобы.
А меня в дебилофобы и недумающиесвоей башкойфобы.
Стартовала игра: придумай самое длинное слово к окончанию фобы?
А если серьезно, то нам со всех сторон внушают: гомосексуализм — это нормально, данность, с которой надо мириться…. Это заложено природой…. Такие люди не имеют выбора… К ним нужно относиться лояльно, с пониманием и уважением… И главное, что хотят нам вбить: они нормальные. А ты, если против, — гомофоб, отсталый и консервативный пуританин, не желающий идти в ногу со временем.
А не пошли бы они все нах..., и почему мы должны идти на поводу у тех, кто сегодня диктует новую «мораль»? По мне так лучше быть не идущим на сделки с совестью гомофобом.
Так накидывайтесь на Майкла Каннингема в таком случае, а Демахина оставьте в покое.
Есть книжка Эдуарда Лимонова "Это я Эдичка" многократно переиздававшийс я на разных языках нехилыми тиражами. Из него тоже неплохой спектакль можно было бы срежиссировать.
Да и жизни, натурализма пора добавить - это сегодня в тренде.
Впереди зоофилия (взаимоотношени я человека и животных, некрофилия (взаимоотношени я человека с потусторонним миром), далее по списку.
У Демахина получится целомудренно и философично. Успехов, Александр!
Юсупову нужно переименовать клуб в "Голубую Устрицу", чтоб люди могли стороной обходить.
ИМХО
Ваше раздражение - результат поверхностного осмысления ситуации.
Человек не может считать нормой то, что для него неприемлемо. Но это - не повод для истерик.
Инвалид на протезах - это не норма, и это не заложено природой. Это не радует глаз, а кому-то - неприятно до отвращения. Но адекватный люди не боятся инвалидов и не злятся на них.
Глиняный диск в губе эфиопской девушки, думаю, Вам, как и мне, представляется уродством. Но вид такой девушки вызывает у нас усмешку - только и всего. Почему?
Да потому что никто не вбивал нам в голову, что эфиопы собираются вставить такие же диски в губы наших детей и внуков!
Вспомните, мы ведь и на геев совсем недавно смотрели с усмешкой - не более того. Пока пропаганда не сделала из нас зомби.
Кстати, главная причина моей ненависти к Сталину - не репрессии к инакомыслящим, а то, как он поступил с неприкаянными инвалидами-фрон товиками. Приказал собрать всех с улиц и запереть в монастыри - от Кирилло-Белозер ского до Валаама. И десятки тысяч защитников Родины, пожертвовавших ради победы своими руками, ногами, глазами, за несколько лет сгнили в этих развалинах заживо - без нормального питания и ухода.
Геи, друзья мои, - это не так страшно, как видеть возвращение моей страны и моего народа к одобрению политики, которую проводил в отношении "ненормальных" Адольф Гитлер.
Вот в 42-м - еще до Сталинграда и, тем более, до Курска - писатель Томас Манн отлично понимал, что вряд ли на этом этапе можно убедить народ Германии в гибельности фашистской идеологии. Но он все равно взялся вести радиопередачи для немецких слушателей, объясняя им, что фюрер - авантюрист и злобный карлик, толкающий нацию к катастрофе.
Я абсолютно твердо знаю (не думаю, не предполагаю, а знаю!), что и наше мракобесие через несколько лет рухнет, оставив после себя очередной хаос в стране. И тогда миллионы прозревших граждан начнут по традиции, пряча глаза, оправдываться перед детьми и внуками: дак рази ж мы знали, дак мы ж верили газетам и передачам, дак мы ж думали, Россия встаёт с колен.
Вот чтобы не прятать глаза...
А до этого был неосознанный неконтролируемы й поток "сознания"? Ошибаешься. Такая же чушня.
Первый раз сталкиваюсь с человеком, который не будучи дураком (вынужден это признать), воспринимает любую мысль как тяжелое для себя оскорбление.
Отсюда - неосознанный неконтролируемы й поток хамства.