ВНУТРИГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ
Знаете ли вы, что конфликт для человека естественен? Что считать «своих» хорошими, а «чужих» плохими это нормально? Ненормально обратное.
Как часто мы, услышав о победе «наших» невольно радуемся и чувствуем удовлетворение… как часто в разрешении спора, «правым» оказывается тот человек, который ближе к нам, роднее… но самое интересное, что это естественная реакция.
ВНУТРИГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ часто является предпосылкой возникновения конфликтов, но одновременно выполняет необходимую для группы функцию создания или поддержания позитивной групповой идентичности. Говоря иначе, чувство принадлежности к группе и ее единство приобретается именно благодаря внутригрупповому фаворитизму.
Его суть заключается в тенденции благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Он может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении, так и при формировании мнений, суждений, оценок, относящихся к членам собственной и других групп. Этот механизм давно доказан психологами и является естественным для любого нормального человека. Примерами могут быть такие ситуации: «Какая же скверная пошла молодежь!», (Старики –Молодые); «Ребята с центрального квартала совсем страх потеряли!», (сферы влияния двух тусовок); «Наше правительство требует возвращения островов, в противном случае…» (интересы двух стран).
Сегодня мы на каждом шагу привыкли слышать о межнациональных конфликтах, дискриминации, расовой ненависти. Мы слышим про конфликт интересов, и делаем вид, что раньше такого не было – ведь всегда хочется жить немного лучше, такая потребность тоже естественна... Разве люди всегда жили мирно, не брали в руки оружие и не доказывали уникальности своей группы? Нет. Ученые давно подсчитали, что человечество без войны жило всего чуть более 200-сот лет. И это в сумме за все известные нам тысячелетия! Так было и будет всегда, и это заложено в человеке.
Когда статусные различия между двумя группами (высокостатусной и низкостатусной) признаются справедливыми, эффекты фаворитизма выражены незначительно. Как только возникает сомнение в справедливости статусных различий, фаворитизм возрастает, причем в большей степени у членов группы, обладающей более высоким статусом. Осознание незаконности статусных различий порождает стремление их изменить, увеличивает внутригрупповую поддержку и межгрупповое соперничество.
Говоря проще, одна сторона вдруг чувствует себя сильнее и требует больше территории. Вторая, разумеется, на это реагирует отрицательно, и ситуация нарастает как снежный ком. Всем известно, что в военное время чувство национальной принадлежности резко усиливается, а ненависть к врагу в разы возрастает.
Данный механизм является психологическим. Однако на фоне глубоких объективных противоречий между группами (классовых, этнических, возрастных) высокая степень внутригруппового фаворитизма чревата деструктивными социальными последствиями. Конфликты между группами усиливают степень внутригруппового фаворитизма и межгрупповой враждебности. Но хотя этот механизм самый распространенный, это не единственный итог межгрупповой дискриминации.
Выводы по данной теме мы предлагаем сделать читателю самостоятельно, но хотим добавить от себя вот что – КОНФЛИКТ ЕСТЕСТВЕНЕН И даже НЕОБХОДИМ, НО РЕЗУЛЬТАТ ПОЧТИ ВСЕГДА ПРЕДСКАЗУЕМ… и чаще всего зависит от конкретной личности. От нашего самоконтроля, интеллекта, способностей.
Валентин СУНЦОВ, психолог ( Психологический центр "Контакт")
От автора АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГАЗЕТЫ: с нашим читателем Валентином СУНЦОВЫМ мы пробуем запустить рубрику в которой хотелось бы разобрать некоторые вопросы из нашей жизни при помощи психологии. Предлагайте тему и вопросы.
Подпишись на Андрея Трофимова в соцсетях:
Комментарии до 08.10.2020 года
Только замените слово "нормально" на "естественно".
В ряде стран Африки и Полинезии эта путаница между терминами создавала большие проблемы до середины XX века. Пришлось записать в конституцию, что употреблять в пищу иноплеменных людей - это естественно, но не нормально.
Не парься, Андреич! Человеческая надстройка над естественной (животной) сущностью гомосапиенса проявляется как раз в способности противопоставит ь себя окружению и пренебречь "стадными инстинктами". Только так люди и растут над собой - выламываясь из стереотипов, находя смыслы в непривычном, внедряя своим примером новую культуру.
Безусловно можно говорить о "естественности " и "нормальности", особенно в контексте "открытия Америки" в очередной, и уверен не в последний раз, однако, хотел бы заметить тот факт, что согласно исследованиям квантовой физики, и в частности эксперименту Шрёдингера, и пропускание кварков через решётку из пушки, может говорить о влиянии наблюдателя на эксперимент, а если экстраполироват ь данный феномен на нативную реальность, можно прийти к выводу, что именно наблюдатель и создаёт свою реальность исходя из субъективной информации своей субъективной психики, что кстати очень интересно добавляется исследования К.Г.Юнга и его утвержением архаичных архетипов в коллективном бессознательном и косвенно затрагивают данную проблематику, а если исследования в свою очередь соотносятся с исследованиями античных философов, которую в свою очередь также базировались на исследованиях более древних учёных... но к сожалению сожалению это не сильно сказалось на самосознании доброй половины населения мира... Блин, я забыл о чём это я..
А, кажется о том, что это не исследование, а подчёркивание факта, который будет интересен тем, кто с ним не знаком, а таких уверен больший процент..
Кажется, в моем тексте обнаружено высокомерие.
Это я не нарочно. Прошу прощения.
Правда, архетипы Юнга не имеют отношения к идеям Шредингера "о влиянии наблюдателя на эксперимент". И вообще, Юнг - не такой уж далекий парень. Фрейд гораздо точнее и ближе к жизни. А еще лучше - почитайте Эриха Фромма - это более современный и глубокий взгляд на психологию человека, обобщающий и продвигающий представления двух предыдущих товарищей.
Спасибо за успешную попытку распознать осмысленность моего текста! Связующим звеном "Шрёдингера" и "Юнга" является упущенная мною Юнговская синхроничность, несколько не двусмысленно пересекающая данную тему. К связности я сознательно не стремился, даже наоборот =) Но клонил я приблизительно к следующему : если я умею преобразовывать unicast поток в multicast вещание, это не значит, что это умеют и знают все, поэтому высказанное "открытие Америки" на мой взгляд несколько бахвально и не правомерно =)
Тема обещает быть интересной!
Синхроничность действительно упомянута к месту.
Однако Юнг строит свои рассуждения, исходя из того, что связи между событиями являются объектами реального мира. А я полагаю, что закономерности не растут, как грибы в лесу. Юнг говорит, что связь ОБНАРУЖИВАЕТСЯ, а я говорю, что связь УСМАТРИВАЕТСЯ. Это крайне принципиальный момент. Любое понятие (включая связь, событие, время, пространство и т.д.) - это мыслительные конструкты, специально созданные людьми инструменты, и не более того (времени и пространства в реальности тоже нет). Отсюда следующий вывод: понятия предназначены для определенных целей, и не могут использоваться в серьезном разговоре произвольно.
Таким образом, я придрался к Сунцову не из бахвальства, а очень даже по делу. Что и намерен доказать в следующем посте.
Понятие "естественно" люди придумали для того, чтобы указывать на адекватность субъекта миру ПРИРОДЫ. Например, человек с двумя руками и с двумя глазами - это ЕСТЕСТВЕННО. Человек писающий - это тоже ЕСТЕСТВЕННО ( куда ж без этого?). Но когда человек писает в лифте, то, при всей естественности процедуры, это НЕНОРМАЛЬНО. Данным термином мы подчеркиваем неадекватность отдельных уродов миру КУЛЬТУРЫ. Замечу, что уродом мы называем подобного субъекта в переносном смысле, поскольку слово "урод" в прямом смысле тоже предназначалось изначально для мира ПРИРОДЫ.
Надеюсь, из сказанного ясно, почему однорукий или одноглазый человек имеет право оскорбиться, если его назвали ненормальным. Физическое увечье - это НЕЕСТЕСТВЕННО, но НОРМАЛЬНЫХ людей среди инвалидов, может быть, побольше, чем среди здоровых (в процентном, разумеется, отношении).
Теперь обратимся к первому предложению статьи:
"Знаете ли вы, что конфликт для человека естественен?" - спрашивает автор. И здесь я немедленно начинаю возмущаться. Конфликт - явление сугубо КУЛЬТУРНОЕ. Одни люди умеют разжигать конфликты, другие люди умеют гасить конфликты, третьи способны на то и другое. Но я не готов согласиться с тем, что конфликтность заложена в человеческой ПРИРОДЕ.
Или я зря наговариваю на автора, который на самом деле со мной солидарен?
В таком случае мне хотелось бы понять, все ли виды конфликтов автор оправдывает. Например, войны - они неизбежны? Например, дискуссии - они необходимы? И почему дискуссии нередко заканчиваются войнами?
Во-вторых считаю необходимым вспомнить, нам с Вами vlad, что в психологии крайне много противоположных точек зрения, которые невозможно ни опровергнуть, ни доказать. Обычно эти темы касаются философских рассуждений и обречены быть недоказанными - в частности это касается Ваших рассуждений о Юнге. Считаю, что здесь им просто не место, хотя и уважаю Вашу позицию и знания в этой теме.
Ну и наконец мой ответ на Ваш вопрос - я ничего не оправдываю. Я говорю о том, что все что происходит вокруг нас - ЕСТЕСТВЕННО, иначе этого бы не было. Вы так не считаете?Что ж....Ваше право.
Только добавлю, что в практическом плане человеку не так важно, насколько конфликт естественен. Гораздо важнее, могут ли конфликты служить средством достижения поставленных целей. И почему конфликты, как правило, деструктивны.