Как родитель родителям. Об образовании
11.12.2018 г. 10:45
5952
Андрей ТРОФИМОВ
/ 14
Почитав комментарии к моему материалу "Родители не верят в реорганизацию школы", захотел озвучить свое отношение к образованию своих детей (Виталика, которому 7 лет, и Миланы, которой 3 года).
Правда, сначала я попрошу вас прочитать комментарий одной из родительниц, который я привожу ниже.
С чего же она сделала вывод, что я не за родителей, отстаивающих школу? Видимо с того, что я написал:
— Лично я бы с удовольствием возил бы своих детей в 24 лицей, т.к. считаю, что там действительно выше качество преподавания.
Дальше ей было лень читать, ну, или лень думать о том, что она прочитала (есть еще одно "либо", но про него не буду):
— Однако я против подобных реорганизаций, которые, по словам родителей, планируются с восьмью сельскими школами Сергиево-Посадского района. Я считаю, что директора школ или лицеев к которым присоединят маленькие сельские школы будут думать, в первую очередь, про свою основную. И поэтому, присоединенные школы еще быстрее зачахнут и однозначно будут закрыты.
Начну, с родителей, которых я повстречал на съемках этого репортажа.
Послушав их, у меня возникло впечатление, что многие из них, в первую очередь, думают о том, как проще и удобнее будет им, а не лучше их ребёнку.
И я не столько о тех родителях, у которых нет возможности дать своему чаду больше, чем оно может получить в обычной сельской школе. Я о тех родителях, которые говорят, что возят в эту школу своих детей "имея возможность возить в любую" (видно, что люди действительно обладают необходимым временем и средствами).
Однако обладать временем и средствами мало. Нужно ещё хотеть и уметь тратить их на ребёнка. И я сейчас, как вы понимаете, не о питании, одежде и игрушках. Я о процессе и результате приобщения ребёнка к знаниям о мире, ценностях, накопленном предшествующими поколениями опыте — об образовании.
Об образовании
Увы, не все понимают, что образование — это самое полезное, что они могут дать своим детям, т.к. образованный человек, владеющий не только знаниями, но и системным мышлением, способен, выделяя причины и следствия, мыслить логически. А с помощью логических рассуждений самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в своей системе знаний, пополняя её. Всё это делает образованного человека более приспособленным к существованию в этом мире.
О мире
И мир этот вовсе не такой уютный и домашний, как мы знаем. Он суетной, местами агрессивный. А значит, "домашняя обстановка" в школе — не то, на что следует делать упор при выборе учебного заведения. Известно, что "домашние ученики" хуже социализированы и значительно отстают в плане психологического взросления. Кроме того, в образовательном процессе, как и во многих других, важна конкуренция.
О конкуренции
О какой конкуренции можно говорить, когда в классе занимаются два, четыре или пять учеников? А как быть с объективностью оценивания? Да, приятно, когда твой ребёнок приносит из школы пятёрки. Но важно понимать, что пятёрка в сельской школе — это тройка в городской.
Об учителе
Некоторые родители на нашей встрече описывали идеального учителя, как няньку. Он и накормит, и оденет. В общем, присмотрит за нашей деточкой, пока мы на работе. Но хороший учитель ценен, на мой взгляд, прежде всего умением привить ребёнку любовь к знаниям. Уметь эти знания передавать. Учит логическому мышлению.
Естественно, хороший учитель должен быть современным человеком. Старые подходы с новыми детьми уже не работают, т.к. новое поколение — поколение интернета. Оно очень быстро развивается. Хороший учитель должен понимать, чем живут ученики. Он может не любить их способы развлечения, коммуникации, но ни не знать о них. Он должен уметь меняться, признавать ошибки и развиваться.
О нас
Именно таких учителей мы с супругой стараемся находить для своих детей. Поэтому я и написал, вслед за супругой, что с удовольствием возил бы своих детей в 24 лицей, где, по всем результатам видно, что образование там дают отличное. При этом, я не говорю, что в Воздвиженской школе оно плохое. Я говорю о том, что в лицее оно лучше. И, конечно, это не значит, что я, таким образом, не поддерживаю родителей отстаивающих школу от реорганизации и закрытия.
Я, естественно, против закрытия школ. Но я и против дремучести, а также лукавства родителей.
Сам я отучился в 11 школе только до 9 класса. Тогда эта школа переживала не лучшие времена. Многих учителей просто не было. Уроки в плане были, но занятий не было. Мы просто шатались по школе между парами. На занятиях учитель мог просто весь урок красить ногти на ногах или уйти из класса до звонка. Мне было не интересно так "учиться".
Поэтому я пошел в ПТУ, где стал получать не тройки, как в школе, а пятёрки, т.к. в путяге, как и в сельской школе, учителя оценивают знания учеников снисходительней. В путяге главное - научить человека работать, а не думать. Поэтому я, к сожалению, до сих пор испытываю трудности с выражением своих мыслей.
И текст этот на 40% — компиляция фраз из чужих материалов об образовании.
Супруга у меня была круглой отличницей, пока училась в Березняковской сельской школе. Перешла в городскую — появились тройки. Правда, в отличии от меня, после школы она пошла учиться в академию и тянет теперь наших детей из тьмы к свету. Милана, конечно, в свои три года, пока учится всему у нас, а Виталик, в свои семь, три года учит самый востребованный язык в мире. Ходит в ту школу и к тому учителю, которых мы выбрали.
Надеемся, что сын покажет хорошие результаты и после окончания начальной школы сможет поступить в гимназию.
Для этого супруга учит с ним всё, что предлагается учителями, стараясь сохранить его интерес к учёбе.
Вместо эпилога
Честно, устал писать (как умею, извините, что так много).
Закончить хочется чем-то хорошим. Мол, давайте жить дружно, пытаясь понять друг друга, а не плеваться во все стороны.
Но, мне кажется, адекватным людям об этом можно и не напоминать, а тем, кто во всех видит врагов (даже в тех, кто старается им помочь), что-то объяснять бесполезно.
Поэтому, я это написал, в первую очередь, для себя.
Спасибо, что потратили на чтение этого своё время.
Комментарии до 08.10.2020 года
Во-первых, почему так негативно отреагировали родители на пост Трофимова о том, что учиться в лицее - это счастье. Родители позвали Андрея с тем посылом, что они НЕ хотят учиться в лицее. Они искали у него поддержку, а получили по сути утверждение о том, что они не понимают своего счастья. В первый день обсуждения Маша написала массу комментариев, обрисовывая свою точку зрения. Все ее поняли, но многие не согласились. Зачем нужно было потом развивать эту тему и продолжать что-то доказывать в следующих постах, я не поняла. У каждого родителя свое мнение, его достаточно один раз высказать, и всем оно становится понятно.
Во-вторых, все дети разные. Как говорят, что русскому хорошо, то немцу - смерть. Главное, чтобы родитель на уровне интуиции понимал, что нужно конкретно его ребенку. В этом случае копирование или подражание не результативно. Кстати, понять своего ребенка довольно непросто. Часто родители пытаются сделать из него то, чем он быть просто не может.
В-третьих, не надо считать, что учеба в лицеях и гимназиях - это панацея и любого ребенка можно натаскать на уровень гимназии. В принципе, как-то натаскать, наверное, и можно, но по опыту учебы моих детей в гимназии я понимаю, что, даже попав туда, уверенности в том, что все пойдет гладко, неверно. Сколько было случаев, когда дети возвращались в свои школы, абсолютно потерявшись в гимназии. Кроме того, безусловно, что образование, даваемое в гимназии лучшее в городе, но ребенок должен иметь способности его переварить. Иначе, окончив гимназию, родителям приходится серьезно выложиться, чтобы оказаться в престижном ВУЗе. Из ФМЛ дети на самом деле поступают в престижные, в основном, технические ВУЗы на бюджет. Из гимназии многие учатся на платных отделениях, просто об этом не афишируют. И поступают, имея репетиторов из тех ВУЗов, куда поступают и платят приличные деньги. Я имею в виду МГУ. МГИМО и аналогичные им. Поэтому не все так просто.
И, в-четвертых, понять все ли родитель делал правильно в деле образования своего ребенка, он может только тогда, когда будет виден результат. В процессе можно только констатировать, что я делаю так, а не иначе, но верен ли этот шаг, определить сразу нельзя. Моим детям уже за 30, я вижу результат их образования. Считаю, что все сделала правильно. Хочу только сказать, что нами было приложена масса усилий, мы меняли классы, школы, я постоянно держала руку на пульсе, не работала и условно практически каждую минуту была рядом с ребенком. Это принесло плоды. Я желаю, чтобы выбранный родителями путь для своих детей был правильным и успешным. Вам никто не подскажет, как это сделать, вы должны это почувствовать своим сердцем.
Но категорически не согласна, что в сельской школе образование дают хуже, чем в городской. "Но важно понимать, что пятёрка в сельской школе — это тройка в городской" - это совсем не соответствует действительност и. В любой школе и сельской и городской есть сильные и не очень сильные учителя. Знаю много примеров успешных, состоявшихся людей, выпускников сельских школ нашего района. Кстати упомянутый Вами Лицей - сельская школа. Заметьте ЕГЭ сдают все на равных условиях.
Откуда уверенность у некоторых авторов комментариев, что школу закроют. Ольга Константиновна публично заявила, что ученики будут продолжать учиться в этом здании. Реорганизация - это не закрытие, а укрупнение в этом случае. Тому пример школа в Семхозе. Страдает лишь администрация школы, а учителя -предметники, согласно своей специализации будут приезжать вести уроки из Лицея. Это лишь улучшит качество образования. Представьте себе подготовку к урокам учителя среднего звена, преподающего и математику и физику и химию, либо подготовку к одному предмету в параллельных классах.
Образование важно, но успешным человеком можно быть в любой области, можно быть высококлассным специалистом и рабочей специальности, не стоит гнаться за престижным. у на очень много людей с высшим (зачастую платным) образованием не востребованы.
Всем успехов!
Образование - это, может быть, единственное, что имеет смысл обсуждать в широкой непрофессиональ ной среде. Но я тоже редко пишу на эту тему по причинам, которые полярны Вашим.
Жизненные приоритеты и установки, сформированные в юности, не способствовали исполнению моего отцовского долга в части образования собственных детей. Не уверен, что они много от этого потеряли, но комплекс вины (мог, но не сделал) во мне периодически просыпается - особенно при воспоминании о том, как бескорыстно и старательно возились СО МНОЙ абсолютно чужие люди, включая и тех, кто принадлежит к интеллектуально й элите страны.
Способ, которым я компенсирую свой долг перед потомками - "образовательно е устройство" внуков. В связи с этим мне приходится регулярно наблюдать, как выбирают детсад или школу мои дети, ориентируясь на лоббистские возможности родителя. Старшие (работают в Москве и живут поближе к столице) выбрали для сына продвинутую гимназию. Но не самую-самую, где директорствует старинный папин знакомец, а умеренную по расходам на обучение и расстоянию до дома. Ровно этим же принципом руководствуются и младшие. Только у них возможности поскромнее, поэтому их ребёнок пошел в самую приличную из бесплатных школ, расположенных в пешеходной доступности, к наиболее перспективному педагогу.
Велика ли разница? Увы, да. Хотя семья довольна своей школой и своим учителем.
Рассказываю об этом подробно, поскольку в вопросах различий между провинциальным и "центровым" образованием являюсь, может быть, главным экспертом в стране. Березняки - это столица по сравнению с деревенькой, в которой пришлось заканчивать школу мне. А мои последние учителя (уже в широком смысле) - это уникальное явление даже по меркам Оксфорда и Кембриджа.
Одним словом, я согласен с Галей, что Андрей - большая умница.
Во-первых, он даёт нам пример успешного самообразования в не самых удачных стартовых условиях. Оказывается, это реально!
Во-вторых, он очень точно заметил и показал (опять же на примере своей семьи), что ради хорошего образования детей можно и дОлжно жертвовать удобствами (а иногда и интересами!) родителей.
И в третьих, он он всё-таки обратил внимание на то, что главная забота чиновника - не экономить бюджетное бабло (всё равно украдут), а использовать его для расширения доступа населения к более качественным образовательным услугам (то, что нынешним руководителям минобра это слово сильно не нравится, свидетельствует только об их сомнительном образовательном уровне).
Прочитал комментарии и позицию Трофимова.
Я соглашусь и с точкой зрения и Трофимова, и соглашусь с противоположной точкой зрения.
Каждый в чём-то прав!
И каждый видит болезнь и каждый хочет вылечить уже результат болезни нашего образования, за счёт своих возможностей и уровня образования в разных учебных учреждениях, но ни кто не видит и ни кто не предлагает источник болезни.
Но я хочу обратить ваше внимание на то, что в Советском Союзе стояла задача дать всем всеобщее, всестороннее образование и для города и для сельской местности, поэтому строились школы и в городе и в селе и в шаговой доступности для удобства и детей и их родителей. Школы комплектовались не только учебными материалами, лабораториями, оборудованием ( целые заводы работали на образование, вспомните завод №6 школьного приборостроения город Загорск insergposad.ru/.../... ), но и комплектовались учителями, выпускниками педагогических ВУЗов по обязательному распределению и в городскую школу и в сельскую. О силе учителей и образования в Советском Союзе, говорил весь мир: Самое лучшее и доступное в мире всеобщее среднее образование.
Мало того, школа не только учила и отчитывала часы по предметам, школа воспитывала своих учеников, воспитывала в них трудолюбие, дружбу, совесть, взаимовыручку и т.д. и т.д. и т.д.
В нынешнем государстве, буквально всё минимизируются, из школы сделали магазин по предоставлению образовательных услуг, государство постоянно урезает финансирование на всеобщее образование, мелкие образовательные магазинчики ( в основном сельские) уничтожают и предлагают родителям и школьникам получать образовательные услуги в образовательных супермаркетах вдалеке от места проживания, под благовидным предлогом улучшения качества образования. Как говорят: Благи́ми наме́рениями вы́мощена доро́га в ад!
И поэтому сейчас в основном "учителя" отчитывают по часам свой предмет, а остальное , гори всё синим пламенем.
И вот сейчас мы имеем ни образования, а натаскивание на определённый ответ в ЕГЭ, ни воспитания, дети даже не имеют уважения к своему же учителю.
А родителям предложено обсуждать, как же образовывать и воспитывать своих детей, (государство вам ни чего не должно).
Что вы сейчас здесь и делаете!
Уничтожение Советской системы всеобщего образования и сельских школ идёт полным ходом и к этому прикладывает свои руки местная власть и Дударева Ольга Константиновна в частности.
Андрей пойми, если у тебя, на данный момент, есть деньги на образование своих детей и ты готов возить своих детей в какие-то лицеи, но фортуна может повернуться к тебе и задом, и у тебя не будет возможности ( от тюрьмы и сумы не зарекайся) образовывать и воспитывать детей ( тьфу, тьфу, тьфу, или остаться твоей жене матерью одиночкой), что тогда будет?
Так что Андрей, ты зря поддерживаешь укрупнение школ и уничтожение сельских школ - это не правильное мнение.
А теперь все подумайте, прав я или не прав.
Не надо сравнивать несравнимое. Школа в Семхозе никогда не была малокомплектной и никогда даже не стояло вопроса о ее закрытии. Это на самом деле была реорганизация. В этом случае вопрос стоит совершенно иначе. К чему закупать школьный автобус, если ничего не меняется? Я думаю, что желающих и без автобуса бы взяли в лицей, если бы они этого пожелали. Со всего города берут, а по территориальном у принципу бы не взяли? Практика школьных автобусов широко распространена. Посмотрите, со скольких деревень привозят детей в Торгашинскую школу. И это считается вполне нормальным явлением.
И что за ерунду Вы пишете, что учителя из Лицея будут ездить преподавать в эту сельскую школу. У них, что, проблем в своей школе мало? Почему же там сейчас один учитель три предмета ведет и никто к ним не приезжает? Школу закроют. Закупят автобус, половина родителей с такой историей согласятся, а на десяток недовольных никто не будет даже внимания обращать.
Я что-то не в курсе, какую малокомплектную школу закрыли в нашем районе. Объединив две школы, педагогические коллективы объединяются, вот и возможность проводить занятия в своей школе, но в другом здании. А на каком основании они сейчас будут ездить?
Никто не может с уверенностью утверждать, что будет в дальнейшем с этой школой, поживем - увидим...
И, вправду, когда речь идёт о его детях, человек теряет чувство юмора.
Безусловно, поживем - увидим. Я лишь высказала свою точку зрения. Просто в другой ситуации возможно школу бы и не стали закрывать, но в связи с нынешней экономической ситуацией, я думаю, ее сохранять не будут.
Никогда не писала здесь комментариев,но тут не выдержала.
Во первых при чем здесь наличие денег? При чем здесь мать одиночка?Больше всего такие комментарии удивляют. Расскажу немного о себе,в 2009 году я осталась сиротой (потеряла и мать и отца за год),будучи на 2 курсе института,платн ого отделения.У меня к сожалению нет ни бабушек ни дедушек,которые мне могли бы помочь. У меня не было ни работы,ни денег, вообще ничего.Лишь сестра и брат,у которых были огромные долги за лечение родителей.На тот момент мы с Андреем имели возможность заработать лишь 5-10 тысяч рублей на двоих,денег не хватало ни на что вообще(иногда я ходила пешком с Углича до Скобянки в институт), мы брались за любую работу,но не бросили мое обучение в институте. Поэтому тут дело вовсе не в деньгах,а в желании получить образование и стать немного умнее. И Андрей ни коем случае не за закрытие школы,он просто был очень удивлен,что родители настолько против того,что их школу хотят присоединить к лицею(ведь это не самое плохое учебное заведение в нашем городе).
Ах да,забыла. По поводу Виталика, изучение английского языка это полностью его желание,он сам попросил нас отдать его.
Вопрос шёл не о студентах ( как Вы нам привели пример о себе), а о школьниках средней школы и их родителях и их возможностей.
Ваш пример не удачный. Вы рассказали о выживании самой себя и своего мужа, а когда Вы столкнётесь с проблемой выживания своих детей и Вы будите бессильны, тогда Вы станете по другому думать, это я Вас уверяю.
Может в жизни случиться так, что Вы останитесь одна и будите получать копейки и не будет ни от кого помощи и Вы будите выбирать, толи купить поесть своим детям, толи вести их на английский и в лицей на другом конце города, как Вы привыкли. И я Вас уверяю, Вы переведёте своих детей в близ лежащую обычную школу и купите им поесть.
И таких примеров, как я привёл полным полно сейчас !!!
Вы сейчас рассуждаете с высоты своего, на данный момент, благополучия, а не с точки зрения разума. Благополучие может и закончится внезапно и многие живут в таком положении сейчас - стабильности в стране НЕТ.
Попробуйте расширить своё мышление, я понимаю, что Вы не хотите о плохом думать, у Вас всё хорошо, но бывают и другие ситуации в жизни ( ни кто ни когда и не думал, что СССР могут развалить или мы будем воевать с Украиной, а оно вон как вышло).
Присоединение сельской школы к лицею, под благовидными предлогами, НЕМИНУЕМО приведёт в скором закрытие сельской школы. Так сейчас действуют власти в стране, таких примеров хоть отбавляй.
Вот один из примеров на данный момент, только в другом исполнении: grso.ru/.../... , а результат будет плачевный и для школы, и для детей, и для их родителей.
Смотрите шире на проблему!