История "гнилого зуба" в центре Посада
Плата за номера составляла тогда от 40-75 копеек до 2-3 рублей. Среди постояльцев было немало людей знаменитых, и одно из самых лучших описаний этой гостиницы оставил русский писатель А.И. Куприн:
В здании работали сберкасса, буфет, трактиры, булочная. Там же размещалось знаменитое фотоателье А.П. Платонова. В помещении гостиницы находился один из трактиров знаменитого посадского купца Г.В. Когтева (или, как было написано на вывеске, «Кохтева»). Обед из трех блюд для небогатых постояльцев там стоил не дороже 75 копеек, из одного-двух блюд — не более тридцати.
Другой трактир был излюбленным местом чаепития у извозчиков. Рядом с ним, в Пожарном переулке, находилась и Коновязь. Любимое кушанье извозчиков — калач (его можно было есть, держа за «дужку») — стоило две с половиной копейки (т.е. две копейки плюс грошик). Общающиеся между собой и со своими лошадями «возничие» очень часто употребляли ненормативную речь, что вызывало тревогу у администрации расположенной рядом женской гимназии. Барышням речевые «изыски» предписано было именовать не иначе, как «браниться по-жокейски».
Там же были и «Ренские погреба». В них продавались виноградные, преимущественно белые вина. С этими погребами и связано трагикомическое событие революционных дней. По воспоминаниям участника событий, большевика С.И. Гусева, созданный в городе ревком одной из первых задач поставил конфискацию вин в «ренских погребах». Однако «уничтожалось вино в желудках членов ревкома и их приближенных». Это вызвало возмущение как у жителей города, так и у солдат гарнизона: «Вот сами пьют, а нам не дают, а еще наша власть!» На общем собрании постановили: указать Ревкому, что «пьянство в решающие для пролетариата дни есть преступление и контрреволюция». В ответ ревкомовцы обозвали оппонентов «юнкерами». На том и закончили.
В 1918 году все лаврские гостиницы и доходные дома были национализированы, и по примеру Москвы им дали названия «Домов Советов». «Новая гостиница» стала «Вторым Домом Советов», были снесены ворота во двор со стороны Александровской улицы (ныне Карла Маркса) и калитка со стороны Пожарного переулка, а образовавшийся проезд получил имя «Советский».
Несколько торговых точек, чайная, городская фотография (бывшая Платонова) попрежнему составляли парадное лицо здания, а бывший «Кохтевский» магазин, стал гастрономом №1. Его нумерация несколько раз менялась, но в устной речи горожан он упорно оставался «первым номером». Жилые второй и третий этажи заполнили новые обитатели, т.к. гостиничные номера превратились в коммунальные квартиры, жители которых стали основным контингентом для работы борцов с неграмотностью.
От старой жизни остались только тяжелые чугунные плиты да большие черные тараканы, которых, однако, постепенно вытеснили мелкие рыжие. Остряки шептались: «С голоду перековались, скоро красными станут».
В 1952 году Загорский трест столовых подал в МК КПСС докладную записку: «В связи с восстановлением и обновлением Лавры после войны, то есть создания Загорского историко-художественного музея-заповедника, в Загорск значительно увеличился приток приезжего контингента… даже из других стран. Появилась необходимость в организации дополнительных ресторанов». Власти согласились с этими доводами, и в 1953 году было принято решение о переоборудовании чайной в новый ресторан, который открылся в 1954 году под именем «Север». Его первым директором стал Я.И. Ефремов.
Поток туристов рос, летом 1966 года их в город приехало уже 15 тысяч, и все они посещали расположенный в центре города ресторан. Но существовавших ста посадочных мест не хватало. Поэтому была проведена реконструкция — к ресторану «Север» присоединили помещение соседнего магазина, а памятью о чайной долгое время был кафетерий с самоваром, баранками и всевозможной выпечкой.
В 2013 году по решению Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад, часть здания была безвозмездно передана в собственность Троице-Сергиевой лавре. Корни этого решения уходят в процесс реституции церковного имущества, начатый ещё в 1991 году Распоряжением Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года.
Как установит пожарная экспертиза, в 2015 году здание подожгут с двух сторон. Оно выгорит полностью. Останутся только стены. Несколько лет собственники надеялись на какие-то варианты восстановления, но спустя три года последний из них уступил свои 50 кв.м. лавре и здание полностью стало принадлежать бизнесменам в рясах.
В 2019 году начались "реставрационные" работы, точнее, разбор завалов, который оценили в 19 млн рублей.
Подпишись на Андрея Трофимова в соцсетях: